Абсолютное противопоставление материи и сознания

Абсолютное противопоставление материи и сознания допустимо, как известно, в пределах решения основного вопроса философии. За этими пределами противоположность материи и сознания становится относительной, т. е. сознание выступает лишь свойством высокоорганизованной материи.

Рассматривая сознание как внутреннее состояние материи, мы изучаем саму материю в ее многообразных проявлениях, а не самостоятельное существование (онтологию) сознания.

Исследование сознания предполагает выяснение его качественной определенности, существенных черт, которые раскрываются только через соотношение, противопоставление сознания и материи. По этой же причине невозможно дать какие либо независимые друг от друга и не связанные взаимно определения общественного бытия и общественного сознания.

Последние выработаны в связи с решением основного вопроса философии применительно к обществу и могут быть определены только путем их диалектического противопоставления, т. е. в гносеологическом аспекте.

Общественное сознание, возникнув как отражение общественного бытия, включается в качестве духовного средства в трудовой процесс, в общественную жизнь, становится необходимым, существенным компонентом истории человечества. Сознание сопровождает всякую человеческую деятельность, являясь ее субъективным моментом.

Общественное сознание не только включено в общественную жизнь, но и выступает в роли активной общественной силы, непосредственно побуждающей людей к деятельности и оказывающей тем самым обратное влияние на общественное бытие.

Однако важная особенность этого взаимодействия состоит в том, что во все периоды истории, в каждой общественно экономической формации воспроизводится в конечном счете такое соотношение, при котором общественное бытие является объективной, материальной, первичной стороной, а общественное сознание—субъективной, идеальной, производной стороной совокупной человеческой деятельности.


«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: