Главная / Общественная психология и идеология / Методология исследования соотношения общественной психологии и идеологии / Диалектический характер взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания

Диалектический характер взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания

К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали диалектический характер взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, их взаимодействие и переходы в свою противоположность. Сознание они определяли как осознанное бытие или как преобразование материального в идеальное.

Рассматривая движение, переходы от общественного сознания к общественному бытию, К. Маркс видел в технике овеществленную силу знания, а относительно общественной теории говорил, что, овладевая массами, она становится материальной силой. В историческом материализме общественное сознание как отражение общественного бытия характеризуется главным образом со стороны его происхождения и содержания. Оно обусловливается общественным бытием данного общества.

Гносеологический и социологический подходы к общественному сознанию как раз и позволяют раскрыть его связь с общественным бытием. Гносеологический аспект изучения общественного сознания предполагает его характеристику в плане отражения, познания действительности.

При этом рассматривается по существу процесс формирования общественного сознания, раскрывается механизм отражения, где особое место занимает движение идеального от объекта познания к его субъекту. В этом аспекте общественное сознание выступает продуктом социального познания, результатом производства знаний, формирования идей, теорий и других духовных образований.

Социологический подход к изучению общественного сознания состоит в анализе обратного движения идей, взглядов и т. д., т. е. в рассмотрении их реализации в жизни общества, их массового распространения.

Он раскрывает процессы превращения идей в общественную силу, проявления активности сознания, его воздействия на общественное бытие, преломления познанного через призму классовых интересов.

В этом случае в поле зрения исследователя находится движение идей от субъекта отражения действительности к его объекту. Это процесс реального функционирования знания, сознания.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: