Исследователи общественного сознания

Исследователи общественного сознания (А. И. Анищенко, А. И. Бурдина, Д. Гырдев, В. Ж. Келле, М. Я. Ко вальзон, В. П. Тугаринов и другие) различают гносеологический и социологический аспекты в изложенном выше значении. Б. А. Грушин также признает правомерность выделения этих аспектов анализа общественного сознания, но вкладывает в них иное содержание.

«Скорее всего» — пишет он, — они связаны с тем обстоятельством, что общественное сознание, с одной стороны, является сознанием и потому в любой форме его существования, в любом акте его возникновения и функционирования наделено характеристиками идеального; с другой же стороны, оно — подсистема общества, т. е. социальный феномен, которому (снова во всех случаях) свойственны характеристики, отличающие его именно как специфически общественное явление».

Предложенное Б. А. Грушиным различение гносеологического и социологического аспектов анализа общественного сознания, на наш взгляд, недостаточно строго. Дело в том, что общественное сознание выступает «специфически общественным явлением» не только в социологическом, но и в гносеологическом, и в конкретно историческом, и в других используемых исследователями аспектах анализа.

Приступая к изучению общественного сознания, исследователи непременно рассматривают его как общественный феномен, ибо эта характеристика зафиксирована уже в его названии. Исследование общественного сознания как «подсистемы общества» возможно прежде всего через соотношение ее с «подсистемой» общественного бытия.

Следовательно, специфика общественного сознания и в этом случае проявляется в том, что оно есть отражение общественного бытия и «наделено характеристиками идеального».

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: