Исследователи общественного сознания (Данные Б. А. Грушина)

В предложенной Б. А. Грушиным трактовке различия гносеологического и социологического аспектов общественного сознания исчезают.

Грушин, не видя сколько нибудь существенных различий между гносеологическим и социологическим аспектами, не придает им должного значения в изучении общественного сознания, в особенности его структуры, считая, что они «не более чем акценты в анализе тех или иных образований общественного сознания…». С  такого рода утверждением нельзя согласиться.

В марксистской литературе уже не одно десятилетие речь идет не об «акцентах», а об аспектах, методологических принципах анализа общественного сознания, широко используемых в научных исследованиях.

Исходным и определяющим выступает гносеологический аспект, поскольку он позволяет прежде всего выяснить истоки процесса отражения и познания, а также начало формирования тех духовных, идеальных образований, из которых в конечном счете складывается общественное сознание, и сосредоточить внимание на том, что, как и в какой форме отражается.

Социологический аспект основан на гносеологическом и помогает углубить учение об общественном сознании в плане его функционирования и роли в обществе. При социологическом анализе ставится задача ответить на вопросы: кто носитель данных идей, какова роль этих идей в данном обществе, какие функции они выполняют, каков эффект их действия в обществе и т. д.

Здесь на первый план выдвигается субъект познания, которому должны принадлежать или принадлежат идеи, взгляды, теории и представления. В этом проявляется общее и особенное гносеологического и социологического аспектов в процессе изучения общественного сознания. Применение их позволяет раскрыть сущностную характеристику общественного сознания, его связь с научным знанием. Наука в гносеологическом плане охватывается понятием «общественное сознание», в социологическом плане научное знание выступает относительно самостоятельным образованием.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: