И во что бы то ни стало добиться цели!

После Октябрьской революции, осмысливая роль рабочего класса в строительстве новой жизни, В. И. Ленин писал:

«Выдержка, настойчивость, готовность, решимость и умение сотни раз испробовать, сотни раз исправить и во что бы то ни стало добиться цели, — эти качества пролетариат вырабатывал в себе 10, 15, 20 лет до Октябрьской революции, он вырабатывал их в течение двух лет после этой революции, перенося невиданные лишения, голод, разорение, бедствия. Эти качества пролетариата — порука, что пролетариат победит».

Мы привели далеко не полный перечень называемых В. И. Лениным качеств рабочего класса как субъекта деятельности, которые в совокупности составляют «субъективный фактор». Большинство из этих качеств являются социально психологическими. В. И. Ленин считал, что такого рода качествами должна обладать партия как передовой отряд рабочего класса.

«…Твердая линия партии, — писал он, — ее непреклонная решимость тоже есть фактор настроения, особенно в наиболее острые революционные моменты».

Приведенные социально психологические характеристики можно рассматривать как важнейшие компоненты субъективного фактора, потому что они, проявляясь в деятельности класса, других общностей людей, служат стимулами и мотивами их действий и поступков.

«…Настроение, возбуждение, убеждение масс, — подчеркивал В. И. Ленин, — должны проявляться и проявляются в действии». В статье «К истории вопроса о диктатуре», характеризуя социалистическую революцию, В. И. Ленин писал, что столетиями накопившееся возмущение «прорывается наружу в действиях, а не словах, и в действиях миллионных народных масс, а не отдельных лиц».

Говоря об общественно психологических явлениях, в качестве их носителя В. И. Ленин непременно называл массы, классы и другие социальные группы. Важно учитывать, что социально психологические явления включаются в субъективный фактор не все, не во всем объеме и не всегда. Они выступают в качестве компонента субъективного фактора лишь в том случае, когда начинают побуждать людей к действиям, служить стимулами и мотивами их деятельности.


«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: