Общественное сознание и общественное бытие

Общественное сознание и общественное бытие выступают по отношению к сознанию вообще и бытию вообще как особенное ко всеобщему, а не как рядоположенные.

Сознание вообще, отмечал В. И. Ленин, отражает бытие вообще. Это — общее положение философского материализма.

В плане исторического материализма: общественное сознание отражает общественное бытие. Категория сознание вообще — всеобще-конкретная, выражающая свойство высокоорганизованной материи, способной отражать и познавать окружающий мир, бытие вообще (бытие в целом).

Она выражает многообразие духовных образований, которые составляют содержание понятия идеальное. Здесь идеальное как вторичное соотносится о материальным как первичным.

Сознание вообще, познавая и отражая общественное бытие, дает уже специфическое идеальное — общественное сознание.

Сравнение понятий сознание вообще и общественное сознание позволяет, следовательно, резче подчеркнуть категориальное значение последнего как отражения общественного бытия, при сравнении общественного познания и общественного сознания важно прежде всего исходить из различий познания и сознания. Как известно, эти понятия очень близки, но не тождественны.

Познание является процессом приобретения и развития знаний, сознание — выражением отношения людей к своему бытию. Сознание по мере развития познания обогащается знаниями, опирается на них. Чтобы выразить свое отношение к вещам, другим людям, надо что-то о них знать, иметь это в сознании, т. е. иметь знания.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: