Понимание процесса познания как процесса движения мысли

Понимание процесса познания как процесса движения мысли от явления к сущности в марксистско-ленинской гносеологии раскрывается в известных положениях о соотношении чувственного и рационального в познании, о соотношении относительной и абсолютной истин, о практике как критерии истины и в ряде других.

Они распространяются и на характеристику идеологического процесса как процесса отражения действительности. Ложное толкование коренных проблем идеологии буржуазными философами, социологами и современными оппортунистами объясняется прежде всего непониманием обусловленности идеологического процесса закономерностями научного отражения действительности. Поэтому они неправомерно выдают идеологию за антипод пауки.

Идея противопоставления идеологии науке нашла свое наиболее четкое выражение в буржуазной социологии знания, возникшей в 20-х годах XX в. М. Шелер, К. Маннгейм и другие ее представители приложили немало усилий к тому, чтобы дискредитировать марксистскую идеологию, доказать, что она есть ложное сознание. В марксистской литературе дана довольно обстоятельная критика этих взглядов, показана их несостоятельность.

Отметим лишь, что сторонники этого направления, в особенности К. Маннгейм, берут за исходную основу понимания идеологического процесса социальную обусловленность мышления и классовый характер его продуктов, по толкуют социальную обусловленность неправильно. В их представлении социальная обусловленность мышления, отражение действительности через призму классовых интересов во всех случаях делают идеологию ложным сознанием.

Если содержанием науки выступают законы, теории, гипотезы, то содержание идеологии в силу ее классового характера, утверждают они, лишено объективности: его составляют догмы, предрассудки, пророчества, мифы, обусловленные корыстными интересами классов. Такое содержание, согласно их взглядам, будто бы присуще и марксистской идеологии.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: