Идея несовместимости идеологии и науки

Идея несовместимости идеологии и науки воспринята и критической социальной философией Франкфуртской школы. Ее представители также утверждают, что в идеологических образованиях пет теоретико-познавательного содержания, что основным признаком идеологии является ее неистинность, что она есть извращенное сознание, а марксизм трактуется ими не иначе как утопией XIX в. и мифом XX в.

Современные правые ревизионисты в вопросах понимания идеологического процесса идут по стопам буржуазных философов и социологов. Они трактуют идеологию как мистифицированное сознание, тип мифологии с претензией па научность. Если наука требует от своих представителей готовности к пересмотру собственных воззрений, то идеология, считают они, имеет дело с ценностями, воспринимаемыми как готовые догмы, как акты веры.

Позиция представителей правого ревизионизма отличается от взглядов сторонников социологии знания и критической социальной философии, пожалуй, лишь тем, что они отказываются называть марксизм идеологией и ратуют за освобождение марксизма как науки от господства идеологии.

Общим же для них является борьба против марксизма, стремление принизить его революционное значение, извратить марксизм, который, по словам В. И. Ленина, соединяет строгую и высшую научность… с революционностью.

В современных условиях наряду с концепцией деидеологизации получает все более широкое распространение прямо противоположная концепция реидеологизации общественной жизни. Речь идет не просто о признании роли идеологии, а о нарочитом подчеркивании ее значения. Как утверждает западногерманский социолог Е. Лемберг, человек не может жить только научным познанием.

Он нуждается в системе представлений, ценностей и норм, с помощью которой он мог бы объяснять мир, понять свою роль в нем, мотивировать свои действия и управлять своим поведении. Это могла бы сделать новая идеология, направленная на укрепление буржуазного строя.

Однако следует заметить, что, каким бы ни было отношение представителей буржуазной философии и социологии к идеологии, понимание ими идеологического процесса, идеологии как духовного образования остается в принципе одинаковым. Для них любая идеология является извращенным сознанием, несовместимым с научной истиной.


«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: