Объективные тенденции и законы действительности

Раскрывая объективные тенденции и законы действительности, наука позволяет предвидеть будущие изменения в природе и обществе. Марксистская идеология выступает и как наука. Она выполняет две функции: науки и идеологии.

Из ряда функций, которые может и действительно выполняет идеология, следует выделить прежде всего те, которые являются для нее действительно специфическими. Критерием их выделения служит содержание идеологии, сводящееся к самосознанию класса и осознанию действительности через призму социальных интересов. Скажем, такие функции, приписываемые идеологий, как социально-организующая, мобилизующая, являются скорее функциями идеологической деятельности в целом, чем идеологии как продукта данной деятельности.

Идеология выступает компонентом идеологической области духовной жизни как более широкого образования, включающего в свое содержание и теоретическую деятельность, т. е. разработку идеологии, и идеологическое воздействие, т. е. внесение идей и взглядов в сознание людей, превращение их в убеждения и поступки.

Мобилизующие, организующие функции принадлежат прежде всего пропаганде, агитации, т. е. идеологическому воздействию, а тем самым и идеологии.

Что касается программно-целевой и программно-директивной функций, то они выступают функциями скорее не идеологической, а политической деятельности. Понятно, что в политической жизни проявляется огромная роль идеологии, на которую политическая деятельность опирается как на свою теоретическую основу. Поэтому политические функции получают идеологическое обоснование.

Но отсюда, видимо, не следует делать вывод о том, что функции политической, экономической, духовной деятельности являются и функциями идеологии. В противном случае специфика последней исчезает.

И еще одно замечание. Коль скоро через выполняемые функции обнаруживается специфика идеологии как духовного явления, то исследователи важнейшую ее особенность усматривают в функциональной роли в обществе. Например, по мнению В. П. Тугаринова, определение идеологии как классового сознания является наиболее явным признаком, но явное еще не есть самое существенное. Он предложил раскрыть сущность идеологии, исходя главным образом из ее функций.


«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: