Анализ соотношения идеологии и общественной психологии

При анализе соотношения идеологии и общественной психологии важно учитывать, о каких именно их типах идет речь, в каких исторических условиях они взаимодействуют.

Только при конкретно-историческом подходе можно определить, в каком соотношении в каждом обществе в данный период они находятся.

Содержание и форма идеологии эксплуататорских классов в большей мере складываются под влиянием частнособственнической психологии, на которую оказывает постоянное воздействие пропаганда, распространяющая идеологию. Марксистская идеология вырастает из науки и постоянно черпает из нее свое знание, опираясь при этом на психологию рабочего класса.

Например, социальные чувства классовой солидарности, коллективизма, интернационализма, порожденные на уровне общественной психологии в ходе классовой борьбы, нашли затем теоретическое выражение в марксистской идеологии и выступают сейчас как идеологические и социально-психологические образования.

Следовательно, влияние общественной психологии на идеологию отнюдь не сводится к тому, что она придает ее формам эмоциональную окраску. На это важно обратить внимание потому, что в литературе, содержащей анализ соотношения идеологии и общественной психологии, подчеркивается исключительная активность идеологии при сравнении ее с общественной психологией.

И. Т. Левыкин, раскрывая связь идеологии и общественной психологии, формулирует два закона: закон активной роли идеологии по отношению к общественной психологии и закон об относительной самостоятельности общественной психологии по отношению к общественному бытию и идеологии.

В названных законах явное предпочтение отдается идеологии, активно влияющей на общественную психологию, а последней приписывается лишь относительная самостоятельность по отношению к первой.

Конечно, относительная самостоятельность общественной психологии предполагает и обратное влияние на идеологию, но их взаимное влияние, как следует из контекста, далеко не равнозначно.

Принято считать, что общественная психология в отличие от идеологии формируется стихийно или по преимуществу стихийно. А раз так, то она вряд ли может оказывать активное влияние на идеологические явления.


«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: