Главная / Общественная психология и идеология / Взаимосвязь общественной психологии и идеологии в духовной жизни общества

Взаимосвязь общественной психологии и идеологии в духовной жизни общества


Человеческий способ существования — это непрекращающийся процесс материальной и духовной жизни. Сущность первой составляет материальная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилье и т. п. Сущность второй — деятельность духовная, удовлетворяющая потребности людей в познании, творчестве, эмоциональном переживании и другие духовные потребности.

В историческом материализме место категорий материальная жизнь и духовная жизнь сколько-нибудь строго не определено.

При анализе материальной и духовной жизни в гносеологическом аспекте их нередко сближают с категориями общественного бытия и общественного сознания.

В литературе последних лет они анализируются главным образом в социологическом аспекте и рассматриваются как социологические категории, не входящие в систему категорий исторического материализма. Определить их реальное место в системе категорий исторического материализма позволяет их рассмотрение как в гносеологическом, так и в социологическом аспектах, взятых в органическом единстве.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов

Свобода выбора тех или иных знаний

Важно заметить, что свобода выбора тех или иных знаний, которые предлагаются человеку обществом, относительна, ибо выбор зависит от конкретной среды его жизнедеятельности. Внутренне принимаются человеком те идеи, в которых выражаются и его интересы. При этом надо учитывать, насколько условия жизни людей, их реальное сознание и способы поведения соответствуют нормам, правилам, принципам жизнедеятельности данного класса, общества,…


Идеологическое содержание пропаганды

Общественная психология людей выступает своеобразным фильтром, через который пропускается идеологическое содержание пропаганды. Социально-психологические образования, присущие тем или иным общественным группам, могут в зависимости от их качественных особенностей ускорять или тормозить процесс восприятия информации, сужать или расширять объем воспринимаемого, т. е. корректировать отношение к идеологическому содержанию пропаганды. Именно в этом прежде всего и проявляется взаимосвязь идеологии…


Процесс оценки

В процессе оценки неизбежно возникает эмоционально-психологический компонент убежденности, выступающий как чувство уверенности в правильности оценки явлений действительности и знаний о. них, а также своих действий. На основе познавательного, оценочного и эмоционально-психологического компонентов убежденности появляется субъективная готовность действовать в соответствии со знанием и с уверенностью в правильности своих действий. Эта готовность выступает волевым компонентом убежденности. Убежденность,…


Пропагандист

Пропагандист имеет дело с конкретной аудиторией, и, чтобы повлиять на нее наилучшим образом, он должен учитывать ее потребности и интересы, постоянно помнить, что имеет дело с уже сложившейся у людей системой взглядов, чувств, убеждений. Влияние пропагандиста осуществляется путем убеждающего и внушающего воздействия на аудиторию, не тождественную социальным структурам общества: классам и их слоям, социальным прослойкам,…


Превращение знаний в убежденность

Превращение знаний в убежденность составляет самую глубокую сущность пропагандистского, идеологического воздействия, коммунистического воспитания в целом. Все дело образования и воспитания молодежи, — записано в решениях XXIV съезда КПСС, — должно служить формированию у новых поколений коммунистических убеждений и морали, беспредельной преданности социалистической Родине73. В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС эта идея конкретизирована следующим…


Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию

Благоприятное влияние на аудиторию оказывает значительность и актуальность темы, новизна информации, связь ее с повседневной жизнью, оригинальное построение сообщения и все то, что достигается умением и опытом пропагандиста. Очень важно, — подчеркивалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии, — чтобы пропаганда не обходила острых тем, не боялась затрагивать так называемые трудные вопросы 70….


Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой

Изменения общественной психологии вызываются качественными преобразованиями всех сторон общественной жизни и пропагандистским воздействием, всей системой идеологической деятельности. Однако, прежде чем изменить сознание каждой личности, необходимо преобразовать психологию коллектива (коллективов, малых групп), к которому она принадлежит. Психология коллектива выступает связующим звеном между психологией общества (класса) и психологией личности. Поэтому в пропаганде важно учитывать диалектику психологии общества,…


Связующие звено между психологией общества и психологией личности

Психология коллектива, выступая связующим звеном между психологией общества и психологией личности, посредством коллективного мнения, морально-психологического климата и других элементов ее содержания переводит общественную психологию в сферу психологии личности, служит средством регулирования индивидуальных действий, поступков, определяет направленность развития психологии личности с точки зрения общественного интереса. Именно общественная психология становится для индивида частью его внутреннего мира. Психологию…


Социологические и социально-психологические исследования

Как показывают социологические и социально-психологические исследования, там, где есть материально-технические условия и складывается такой климат, рабочие действительно принимают бригадную организацию труда, что ведет к повышению производительности труда, укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров. Марксистско-ленинская пропаганда в решении поставленных задач всегда опиралась и опирается главным образом на убеждения как способ духовного воздействия на сознание людей. Выше…


Убеждающее воздействие в пропаганде

Убеждающее воздействие в силу отмеченных и других присущих ему особенностей занимает ведущее место в пропаганде. В пропаганде широко используются разнообразные  средства: печать, радио, телевидение и другие. Выступления печати, телевидения и радио, — сказано в постановлении июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС, — должны увлекать и убеждать глубиной проникновения в жизнь, аргументированностью доводов, свежестью мысли и слова,…


Возможности пропаганды

Пропаганда располагает возможностью использовать выясненные наукой психологические закономерности. Так, установлено, что информация, идущая от авторитетного источника, имеет большую силу воздействия. Или, к примеру, когда запаздывает объективная информация, люди пользуются слухами, домыслами о тех или иных событиях,, явлениях действительности. В этом случае срабатывает психологический эффект преимущества первой полученной информации, содержащей сообщение о факте, событии, его интерпретацию….


Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия

Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия имеет место тогда, когда вносимые в сознание людей идеи и взгляды вызывают интерес, положительное эмоциональное отношение у объекта воздействия. Названные субъективные моменты важно рассматривать в единстве с объективными, что позволяет полнее раскрывать механизм превращения идей и взглядов в убежденность людей. В этом сложном процессе действуют…