Следствие потребности духовности

Потребности следуют за производством, но они могут и опережать его достигнутый уровень. Противоречия между уровнем духовного производства и возрастающими духовными потребностями выступают источником его развития.

К. Маркс писал, что человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению.

В. И. Ленин, опираясь на идеи марксизма и обобщая опыт истории, сформулировал закон возрастания, или возвышения, социальных потребностей8. Закон возвышения потребностей проявляется неодинаково в разных общественных формациях и обладает спецификой, связанной с материальной и духовной сферами жизни.

Для духовных потребностей характерно возрастание их разнообразия, обусловленное разнообразием духовной деятельности, с которой они органично связаны, и увеличением круга субъектов духовных потребностей, когда трудящиеся массы становятся созидателями духовных ценностей.

Духовные потребности являются не только предметными, т. е. потребностями в уже созданных духовных ценностях, но и потребностями в творческой деятельности. К примеру, рецептивная художественная потребность, т. е. потребность в восприятии произведений искусства, дополняется продуктивной художественной потребностью, т. е. потребностью в творчестве.

Это относится ко всем духовным потребностям (в познании, в нравственном совершенствовании и т. п.), которые не могут быть удовлетворены лишь потреблением созданных духовных ценностей; они непременно включают и продуктивную сторону.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: