Формирование нового человека

При формировании нового человека особо важное значение приобретает проблема воспитания духовных потребностей. Решение ее связано с преодолением психологии потребительского отношения к обществу, психологии вещизма, когда люди стремятся к приобретению и потреблению лишь материальных благ за счет духовных ценностей.

Социализм, ориентируя духовную жизнь на развитие личности, не только открывает трудящимся массам доступ к потреблению духовных ценностей, но и формирует потребность, а также привлекает их к творчеству и делает творцами такого рода ценностей. Люди, занятые в сфере материального производства, становятся субъектами духовного творчества.

А это приводит к постепенному сближению двух уровней духовного производства: специализированного, или профессионального, и самодеятельного. В сближении этих уровней, наблюдающемся в социалистических странах, также заключается особенность духовной жизни при социализме.

Еще одной ее особенностью является проникновение плановых начал в ее развитие. При социализме духовный процесс, как и развитие экономики, становится управляемым. Это дело весьма сложное. Специальные социальные институты и организации (министерства культуры, просвещения, высшего и среднего специального образования, академии наук, художественно-творческие организации и многие другие) управляют системой образования и воспитания, развитием науки, художественного творчества и т. п., учитывая потребности общества, социальных групп, личностей.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, посвященном вопросам идеологической деятельности, обсуждались по существу все стороны духовной жизни общества. Большое внимание было уделено вопросам развития науки особенно общественной, ее связи с практикой. Научные знания являются продуктом исследовательской деятельности, в процессе которой за единичными фактами и явлениями обнаруживается общее, за случайным — необходимое, раскрываются наиболее существенные связи и отношения, т. е. законы.


«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: