Идеологическая жизнь

Идеологическая жизнь, рассматриваемая в динамике, выступает как совокупность разнообразных процессов. Например, пропаганда как деятельность по внесению идей и взглядов в сознание людей является процессом взаимодействия пропагандиста и аудитории. Не следует противопоставлять анализ идеологической жизни в динамике ее анализу в статике.

Идеологическую жизнь важно прежде всего раскрывать через анализ деятельности, как того требует принцип системного подхода, а потом уже анализировать ее как процесс. Следовательно, нужно идти не от идеологического процесса к идеологической деятельности, а от деятельности к процессу.

В идеологической деятельности различаются определенные этапы (периоды) ее осуществления: разработка теории, идеологическое воздействие и т. д. Рассматривая ранее идеологическую деятельность как условие и средство взаимосвязи идеологии и общественной психологии, мы подчеркивали, что в этом случае она выступает как процесс.

Остановимся на формировании мировоззрения как важнейшей цели идеологической деятельности, особенно идейно-воспитательной работы, потому что в процессе формирования мировоззрения роль идеологической деятельности как важнейшего условия и средства взаимосвязи идеологии и общественной психологии проявляется наиболее четко. Коммунистическое мировоззрение служит цементирующим стержнем духовной жизни общества развитого социализма, поэтому КПСС придает его формированию столь большое значение.

Принято считать, что формирование мировоззрения есть процесс распространения идеологии, превращения знаний в убеждение. Научное мировоззрение, — пишет В. С. Овчинников, — есть марксизм, или в современных условиях марксизм-ленинизм. В связи с этим задача формирования научного мировоззрения у всех советских людей не что иное, как задача овладения всеми советскими людьми марксизмом-ленинизмом и превращения знания основ марксистско-ленинской теории в глубокие, личностные убеждения.

В общем такое утверждение верно, но недостаточно. К формированию мировоззрения важно подходить более широко и рассматривать его как результат взаимосвязи идеологии, науки и общественной психологии. Нас в данном случае интересует участие общественной психологии в формировании мировоззрения.


«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: