Особенности стереотипов

Особенности стереотипов давно привлекли внимание буржуазной пропаганды, и она широко использует их, опираясь на исследования их специфики в социальной психологии и социологии. Известный американский публицист и социолог Уолтер Липпман разработал теорию стереотипизации общественного мнения, духовной жизни общества. Суть ее состоит в том, что стереотипы будто бы являются основным духовным багажом, на котором базируется общественное мнение.

Люди пользуются ими как главными мерками при характеристике, оценке событий, явлений действительности. Согласно взглядам У. Липпмана, стереотипы управляют всем процессом восприятия, мышления.

Люди говорят о явлениях и оценивают их, прежде чем раскрывают их содержание, и высказываемые ими суждения основываются на сложившихся ранее шаблонных формах мышления, упрощенных изображениях, картинах действительности.

В огромной, цветущей, шумящей неразберихе внешнего мира, — писал У. Липпман, — мы выбрали то, что наша культура уже определила за нас, и мы склонны воспринимать то, что мы выбрали  в форме, стереотипизированной для нас нашей культурой.

Несостоятельность теории стереотипизации духовной жизни состоит не в том, что в ней раскрывается роль стереотипов, особенно в формировании общественного мнения, а в том, что эта роль в работах буржуазных социологов и социальных психологов абсолютизируется. Они уравнивают в правах стереотип и обоснованное положение научной идеологии, изображая их продуктами особого идеологического мышления, противостоящего научному мышлению, истинному знанию.


«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: