Убеждение

Убеждение выступает в двух качествах: как компонент структуры сознания, обозначаемый термином убежденность, и как способ воздействия на сознание людей, формирования убежденности. Нас в данном случае интересует убеждение как способ воздействия. Убежденность выступает своеобразным продуктом взаимодействия идеологии и общественной психологии; в ней как бы сливаются компоненты обеих сфер общественного сознания. Но об этом пойдет речь в связи с анализом пропаганды.

В жизнедеятельности людей социалистического общества широко используется убеждение как способ целенаправленного формирования общественного сознания, превращения знаний в убежденность. Для этого принимаются соответствующие средства и приемы воздействия на сознание людей.

В процессе убеждения, как и внушения, в качестве основного средства используется язык (устный и письменный). Языковые обозначения выражают разную степень обобщения связей и отношений действительности в процессе познания.

Обобщение является формой отражения человеческой мыслью характера объективных связей единичного, особенного и общего, явления и сущности и выражает процесс движения от чувственного к логическому в познании.

Убеждение непременно связано с обобщением и другими формами мышления. Не вдаваясь в проблемы теории познания, логики, отметим некоторые особенности убеждающего воздействия.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также: