Наличие антагонистических классов

11.02.2011

Наличие антагонистических классов обусловливает острую борьбу между буржуазной и пролетарской идеологиями, каждая из которых стремится влиять на психологию трудящихся масс. В силу господства частной собственности на средства материального и духовного производства буржуазия имеет почти неограниченную возможность распространять свою идеологию и массированно воздействовать на психологию самых различных слоев общества, в том числе и пролетарских слоев.

Располагая огромным пропагандистским аппаратом и развитыми средствами массовой информации, она имеет невиданные ранее возможности воздействовать на сознание людей, насаждая индивидуализм, эгоизм, потребительское отношение к жизни, пассивность в решении актуальных проблем современности.

Соотношение идеологии и общественной психологии в буржуазном обществе зависит от расстановки классовых сил, их экономической, политической и идеологической борьбы в каждый данный период времени и в определенной стране. На уровне социологического анализа можно говорить лишь об общих тенденциях такого соотношения, например о тенденции манипулирования массовым сознанием, а следовательно, и общественной психологией как его выражением.

Американский ученый Г. Шиллер, анализируя процесс манипулирования массовым сознанием в США и раскрывая его содержание и сущность, пишет:

«Заправилы средствами массовой информации Америки создают, обрабатывают, ловко оперируют и полностью контролируют распространение информации, которая определяет наши представления, установки, а в конечном счете и наше поведение».

«Способов манипуляции много, но совершенно очевидно, что главным является контроль на всех уровнях над информационным аппаратом и аппаратом формирования идей». «…Цель радио и телевизионных программ и фильмов в коммерческом обществе состоит не в том, чтобы пробуждать, а в том, чтобы усыплять обеспокоенность социальной и экономической действительностью».

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также:

MedZZZ.ru