Общественная психология и идеология
- Взаимосвязь общественной психологии и идеологии в духовной жизни общества
- Взаимосвязь общественной психологии и идеологии на уровне образа жизни
- Заключение
- Методология исследования соотношения общественной психологии и идеологии
- Соотношение общественной психологии и идеологии в общественном сознании
- Тенденция сближения идеологии и общественной психологии в условиях развитого социализма

Из целенаправленности формирования общественной психологии важно исходить при анализе ее взаимосвязи с идеологией. Такое формирование общественной психологии определяет ее органическую связь с идеологией и предполагает учет идеологического воздействия на общественно психологические явления, идеологизацию их содержания. Этим объясняется наличие общих проблем теории идеологической деятельности и социальной психологии как науки. По традиции социальная психология соотносилась по преимуществу…

Э. X. Степанян решительно выступает против выделения гносеологического и социологического аспектов анализа общественного сознания. Обвиняя приверженцев такой точки зрения в непонимании теории познания марксистско-ленинской философии, он считает, что концепция двух различных подходов к изучению общественного сознания таит возможность отрыва материалистического понимания истории от теории познания диалектического материализма, а социологии — от исторического материализма. Правда, он…

Общественное сознание является гносеологической категорией, и его содержание сводится к отражению общественного бытия. Категории общественное бытие и общественное сознание носят гносеологический характер; они связаны с основным вопросом исторического материализма. В. И. Ленин, выступая против отождествления общественного сознания с общественным бытием, подчеркивал, что сознание есть только отражение бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное)…

Абсолютное противопоставление материи и сознания допустимо, как известно, в пределах решения основного вопроса философии. За этими пределами противоположность материи и сознания становится относительной, т. е. сознание выступает лишь свойством высокоорганизованной материи. Рассматривая сознание как внутреннее состояние материи, мы изучаем саму материю в ее многообразных проявлениях, а не самостоятельное существование (онтологию) сознания. Исследование сознания предполагает выяснение…

К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали диалектический характер взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, их взаимодействие и переходы в свою противоположность. Сознание они определяли как осознанное бытие или как преобразование материального в идеальное. Рассматривая движение, переходы от общественного сознания к общественному бытию, К. Маркс видел в технике овеществленную силу знания, а относительно общественной теории…

Исследователи общественного сознания (А. И. Анищенко, А. И. Бурдина, Д. Гырдев, В. Ж. Келле, М. Я. Ко вальзон, В. П. Тугаринов и другие) различают гносеологический и социологический аспекты в изложенном выше значении. Б. А. Грушин также признает правомерность выделения этих аспектов анализа общественного сознания, но вкладывает в них иное содержание. «Скорее всего» — пишет он,…

В предложенной Б. А. Грушиным трактовке различия гносеологического и социологического аспектов общественного сознания исчезают. Грушин, не видя сколько нибудь существенных различий между гносеологическим и социологическим аспектами, не придает им должного значения в изучении общественного сознания, в особенности его структуры, считая, что они «не более чем акценты в анализе тех или иных образований общественного сознания…». С …

Связь научного знания, в особенности социального научного знания, с общественным сознанием довольно обстоятельно раскрыта И. В. Бойченко. «После возникновения науки, — пишет он, — и в процессе развития научной формы познания предшествующие ей формы общественного сознания (политическое сознание, правовое, моральное, эстетическое и т. д.) не отмирают. Они продолжают существовать в качестве специфических социальных образований, осуществляющих,…

Важная задача идейно-воспитательной работы, — сказано в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, — добиваться того, чтобы революционная идеология и мораль рабочего класса, его коллективистская психология, интересы и взгляды определяли духовный облик всех советских людей. Решение поставленной задачи предполагает профессиональное владение методами и средствами формирования духовного облика людей, глубокое понимание содержания социалистического общественного сознания,…