Взаимосвязь общественной психологии и идеологии в духовной жизни общества
Человеческий способ существования — это непрекращающийся процесс материальной и духовной жизни. Сущность первой составляет материальная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилье и т. п. Сущность второй — деятельность духовная, удовлетворяющая потребности людей в познании, творчестве, эмоциональном переживании и другие духовные потребности.
В историческом материализме место категорий материальная жизнь и духовная жизнь сколько-нибудь строго не определено.
При анализе материальной и духовной жизни в гносеологическом аспекте их нередко сближают с категориями общественного бытия и общественного сознания.
В литературе последних лет они анализируются главным образом в социологическом аспекте и рассматриваются как социологические категории, не входящие в систему категорий исторического материализма. Определить их реальное место в системе категорий исторического материализма позволяет их рассмотрение как в гносеологическом, так и в социологическом аспектах, взятых в органическом единстве.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов

Важно заметить, что свобода выбора тех или иных знаний, которые предлагаются человеку обществом, относительна, ибо выбор зависит от конкретной среды его жизнедеятельности. Внутренне принимаются человеком те идеи, в которых выражаются и его интересы. При этом надо учитывать, насколько условия жизни людей, их реальное сознание и способы поведения соответствуют нормам, правилам, принципам жизнедеятельности данного класса, общества,…

В процессе оценки неизбежно возникает эмоционально-психологический компонент убежденности, выступающий как чувство уверенности в правильности оценки явлений действительности и знаний о. них, а также своих действий. На основе познавательного, оценочного и эмоционально-психологического компонентов убежденности появляется субъективная готовность действовать в соответствии со знанием и с уверенностью в правильности своих действий. Эта готовность выступает волевым компонентом убежденности. Убежденность,…

Превращение знаний в убежденность составляет самую глубокую сущность пропагандистского, идеологического воздействия, коммунистического воспитания в целом. Все дело образования и воспитания молодежи, — записано в решениях XXIV съезда КПСС, — должно служить формированию у новых поколений коммунистических убеждений и морали, беспредельной преданности социалистической Родине73. В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС эта идея конкретизирована следующим…

Общественная психология людей выступает своеобразным фильтром, через который пропускается идеологическое содержание пропаганды. Социально-психологические образования, присущие тем или иным общественным группам, могут в зависимости от их качественных особенностей ускорять или тормозить процесс восприятия информации, сужать или расширять объем воспринимаемого, т. е. корректировать отношение к идеологическому содержанию пропаганды. Именно в этом прежде всего и проявляется взаимосвязь идеологии…

Пропагандист имеет дело с конкретной аудиторией, и, чтобы повлиять на нее наилучшим образом, он должен учитывать ее потребности и интересы, постоянно помнить, что имеет дело с уже сложившейся у людей системой взглядов, чувств, убеждений. Влияние пропагандиста осуществляется путем убеждающего и внушающего воздействия на аудиторию, не тождественную социальным структурам общества: классам и их слоям, социальным прослойкам,…

Благоприятное влияние на аудиторию оказывает значительность и актуальность темы, новизна информации, связь ее с повседневной жизнью, оригинальное построение сообщения и все то, что достигается умением и опытом пропагандиста. Очень важно, — подчеркивалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии, — чтобы пропаганда не обходила острых тем, не боялась затрагивать так называемые трудные вопросы 70….

Изменения общественной психологии вызываются качественными преобразованиями всех сторон общественной жизни и пропагандистским воздействием, всей системой идеологической деятельности. Однако, прежде чем изменить сознание каждой личности, необходимо преобразовать психологию коллектива (коллективов, малых групп), к которому она принадлежит. Психология коллектива выступает связующим звеном между психологией общества (класса) и психологией личности. Поэтому в пропаганде важно учитывать диалектику психологии общества,…

Психология коллектива, выступая связующим звеном между психологией общества и психологией личности, посредством коллективного мнения, морально-психологического климата и других элементов ее содержания переводит общественную психологию в сферу психологии личности, служит средством регулирования индивидуальных действий, поступков, определяет направленность развития психологии личности с точки зрения общественного интереса. Именно общественная психология становится для индивида частью его внутреннего мира. Психологию…

Как показывают социологические и социально-психологические исследования, там, где есть материально-технические условия и складывается такой климат, рабочие действительно принимают бригадную организацию труда, что ведет к повышению производительности труда, укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров. Марксистско-ленинская пропаганда в решении поставленных задач всегда опиралась и опирается главным образом на убеждения как способ духовного воздействия на сознание людей. Выше…

Убеждающее воздействие в силу отмеченных и других присущих ему особенностей занимает ведущее место в пропаганде. В пропаганде широко используются разнообразные средства: печать, радио, телевидение и другие. Выступления печати, телевидения и радио, — сказано в постановлении июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС, — должны увлекать и убеждать глубиной проникновения в жизнь, аргументированностью доводов, свежестью мысли и слова,…

Пропаганда располагает возможностью использовать выясненные наукой психологические закономерности. Так, установлено, что информация, идущая от авторитетного источника, имеет большую силу воздействия. Или, к примеру, когда запаздывает объективная информация, люди пользуются слухами, домыслами о тех или иных событиях,, явлениях действительности. В этом случае срабатывает психологический эффект преимущества первой полученной информации, содержащей сообщение о факте, событии, его интерпретацию….

Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия имеет место тогда, когда вносимые в сознание людей идеи и взгляды вызывают интерес, положительное эмоциональное отношение у объекта воздействия. Названные субъективные моменты важно рассматривать в единстве с объективными, что позволяет полнее раскрывать механизм превращения идей и взглядов в убежденность людей. В этом сложном процессе действуют…