Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия имеет место тогда, когда вносимые в сознание людей идеи и взгляды вызывают интерес, положительное эмоциональное отношение у объекта воздействия. Названные субъективные моменты важно рассматривать в единстве с объективными, что позволяет полнее раскрывать механизм превращения идей и взглядов в убежденность людей.
В этом сложном процессе действуют социально-психологические механизмы, кратко рассмотренные выше. Применительно к данному процессу правомерно выделить в их действии следующие моменты: внешнее воздействие на человека; восприятие внешнего воздействия; превращение идей и взглядов в убежденность.
Внешние воздействия — это и влияние социальной среды, и целенаправленное воздействие на человека посредством образования, обучения, воспитания, социального контроля за поведением человека, с помощью убеждения, внушения, авторитета, примеров должного поведения.
Восприятие воздействия порождает приспособление, подражание, конформизм, критическое усвоение, самовоспитание.
Превращение идей в убеждения включает в себя осознание значимости общественных идей для человека лично, их внутреннее принятие и переживание, а также появление готовности поступать в соответствии с ними. Человека побуждают к принятию тех или иных идей многие факторы, в том числе объективность идей, соответствие их общественным и личным потребностям и интересам, авторитет источника, от которого они исходят, и т. д.
Их нельзя не учитывать, пытаясь разобраться в механизме превращения идей и взглядов во внутреннюю убежденность.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Установка (Фиксация с помощью внушения)
- Пропаганда (Основные цели)
- Стереотип
- Коммунистическая пропаганда
- Особенности стереотипов
- Пропаганда (Теневые стороны)