Трактовка внушения
Внушение не следует трактовать односторонне, наделять его лишь негативными характеристиками, как подавление психической активности человека, группы, исключающей сознательное восприятие информации. Его следует рассматривать как доверие к информации и ее источнику, к тому, что воспринимается. В процессе внушения доверие достигается по преимуществу в том случае, если учитываются потребности и интересы людей, не отвергается система ценностей, которых они придерживаются. Только когда у человека возникает готовность воспринимать информацию в определенном свете, тогда и имеет место внушение.
При социализме внушение используется в связи с убеждающим воздействием и на его основе.
… Внушение в той или иной пропорции соединено с убеждением, разъяснением.
Да и убеждение в определенной мере опирается на внушение. Таким образом, внушение есть необходимый способ воздействия на сознание людей, механизм взаимосвязи идеологии и общественной психологии.
Однако наиболее значимым в сравнении с внушением социальнопсихологическим механизмом взаимосвязи идеологии и общественной психологии является убеждение. Обусловлено это тем, что убеждение непосредственно обращено к рациональной сфере сознания, что открывает неограниченные возможности для проникновения идеологии в массовое сознание.
Если механизм внушения обеспечивает влияние по преимуществу общественной психологии на идеологию, то механизм убеждения, напротив, — воздействие идеологии на общественную психологию, т. е. в обоих случаях происходит их взаимодействие.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Двойственная познавательная роль стереотипов
- Авторитет
- Обращение к авторитету
- Внушающее воздействие
- Убеждение