Особенность убеждающего воздействия
Особенностью убеждающего воздействия является то, что в нем определенным образом организуется мыслительный процесс и средства его выражения. Организация мыслительного процесса, выступая в понятиях, суждениях и умозаключениях, имеет логическую структуру, которая проявляется в убеждении через его основной признак — логическую доказательность.
Убеждение выступает способом воздействия тогда, когда мыслительный процесс организован таким образом, что происходит осознанное восприятие содержания информации, осуществляется разумный подход к ней. Оно воздействует на разум людей с помощью доказательства.
Доказательство содержит тезисы, истинность или ложность которых должна быть выяснена, и аргументы — те положения, из которых с необходимостью должна следовать истинность или, напротив, несостоятельность рассматриваемых тезисов.
В процессе доказательства раскрывается связь между тезисами, аргументами и вытекающими из них выводами. Доказательность тезисов может быть убедительной лишь в том случае, если они соответствуют объективно истинному положению вещей. В противном случае даже глубокая субъективная уверенность не позволит прийти к научному убеждению.
В процессе убеждающего воздействия вырабатывается критический подход к сообщаемой информации, первым элементом которого выступает сомнение. Оно выражает момент неуверенности в истинности сообщения, когда объект воздействия не принимает информацию на веру, а критически к ней относится.
Критическое отношение предполагает также соотнесение полученной информации с имеющимися у объекта воздействия взглядами и представлениями, социальными установками, жизненными ориентациями и т. п. Оно предполагает анализ, взвешивание за и против повой информации, а также действие эмоциональных моментов ее усвоения: переживания, впечатления, доверия или недоверия и т. п., которые в определенной мере влияют на принятие или непринятие информации.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Установка
- Пропаганда (Основные цели)
- Установка (Фиксация с помощью внушения)
- Коммунистическая пропаганда
- Стереотип