Анализ убеждающего воздействия
При анализе убеждающего воздействия, предъявляемых к нему требований встает вопрос о классификации убеждений.
Потребность в их классификации обусловливается необходимостью конкретного применения убеждения в духовной жизни общества, особенно в воспитании, в идеологической деятельности. В зависимости от средств, используемых в процессе воздействия на сознание людей, убеждения разделяются на формы.
Среди них выделяются прежде всего научные убеждения, использующие средства науки, и обыденные убеждения, не прибегающие к средствам науки.
Выделяются убеждения, вырабатываемые средствами массовой информации — печатью, радио, телевидением — и применяющие специфические приемы, способы в процессе функционирования последних. Критерием классификации убеждений выступают также формы мышления — разум и рассудок.
В соответствии с данным критерием выделяются убеждения, основанные на разуме и на рассудке. Те и другие являются конкретизацией убеждений, использующих средства науки, т. е. тех убеждений, которым отводится ведущая роль в процессе воздействия на сознание людей.
Рассудок представляет собой низшую по сравнению с разумом форму мышления. Рассудочное мышление не отражает всей сложности процесса познания. Для него характерно познание явлений действительности в форме фрагментарных абстракций. Им фиксируются отдельные знания, вне их связи с общей системой человеческого знания. Поэтому убеждения, опирающиеся на рассудок, не всегда достаточно обоснованны.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Доверие к источнику информации
- Пропаганда как процесс взаимосвязи идеологии и общественной психологии
- Психическое состояние готовности усвоить предлагаемую информацию
- Пропаганда как процесс взаимосвязи идеологии и общественной психологии (Проблемы)
- Установка