Анализ убеждающего воздействия

28.02.2011

При анализе убеждающего воздействия, предъявляемых к нему требований встает вопрос о классификации убеждений.

Потребность в их классификации обусловливается необходимостью конкретного применения убеждения в духовной жизни общества, особенно в воспитании, в идеологической деятельности. В зависимости от средств, используемых в процессе воздействия на сознание людей, убеждения разделяются на формы.

Среди них выделяются прежде всего научные убеждения, использующие средства науки, и обыденные убеждения, не прибегающие к средствам науки.

Выделяются убеждения, вырабатываемые средствами массовой информации — печатью, радио, телевидением — и применяющие специфические приемы, способы в процессе функционирования последних. Критерием классификации убеждений выступают также формы мышления — разум и рассудок.

В соответствии с данным критерием выделяются убеждения, основанные на разуме и на рассудке. Те и другие являются конкретизацией убеждений, использующих средства науки, т. е. тех убеждений, которым отводится ведущая роль в процессе воздействия на сознание людей.

Рассудок представляет собой низшую по сравнению с разумом форму мышления. Рассудочное мышление не отражает всей сложности процесса познания. Для него характерно познание явлений действительности в форме фрагментарных абстракций. Им фиксируются отдельные знания, вне их связи с общей системой человеческого знания. Поэтому убеждения, опирающиеся на рассудок, не всегда достаточно обоснованны.


«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также:

MedZZZ.ru