Взаимосвязь общественной психологии и идеологии в духовной жизни общества
Важно заметить, что свобода выбора тех или иных знаний, которые предлагаются человеку обществом, относительна, ибо выбор зависит от конкретной среды его жизнедеятельности. Внутренне принимаются человеком те идеи, в которых выражаются и его интересы. При этом надо учитывать, насколько условия жизни людей, их реальное сознание и способы поведения соответствуют нормам, правилам, принципам жизнедеятельности данного класса, общества,…
Психическое состояние готовности усвоить предлагаемую информацию как раз и означает, что в процессе внушения идеология и общественная психология вступают в непосредственные контакты, что внушение выступает одним из механизмов их взаимосвязи. Внушающее воздействие опирается (осознанно или неосознанно) на разнообразные психические и социально-психологические явления и процессы, в частности на такие, как социальные установки, стереотипы, авторитет. Они включаются…
Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в рамках духовной сферы общественной жизни реализуется главным образом через пропаганду как важнейшую сторону идеологической деятельности. Идеологическая деятельность включает в свое содержание, как отмечалось выше, разработку идеологии и идеологическое воздействие, осуществляемое через пропаганду, агитацию, политинформацию. В данном случае нас интересует пропаганда как вид идеологического воздействия. Пропаганда имеет своим прямым назначением…
Известный советский психолог Д. Н. Узнадзе, разрабатывая теорию установки, отмечал, что человек, мобилизуя свои психические ресурсы, создает условия для возникновения установки определенного поведения. Такая установка является результатом как влияния социальной среды, так и активности человека, его деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий. В каждый момент, считает Д. Н. Узнадзе, в психику действующего в определенных условиях…
По проблемам пропаганды существует большая литература, как марксистская, так и буржуазная. Многие стороны пропагандистской деятельности в марксистской литературе уже исследованы. В частности, выяснено, что пропаганда как вид идеологического воздействия в условиях развитого социализма, да и в любом обществе, обусловлена потребностями передачи социального опыта от одного поколения к другому, формирования сознания людей, их социальных качеств. Однако…
Экспериментально установлено, что с помощью внушения можно добиться фиксации установки, которая дает направление ассимиляции впечатлений, и что фиксация происходит посредством повторения восприятия. Субъект внушения через установку на восприятие действительности определяет свои функции и создает у объекта внушения определенную настроенность на содержание информации. Наличие во внушении установки как ориентации в жизнедеятельности и готовности к усвоению информации…
В процессе пропаганды, как и всей идеологической работы, формируется общественное сознание людей, прививаются должные социальные качества. При социализме возрастание роли субъективного фактора (сознательности, организованности, инициативности трудящихся, каждой личности) выступает объективной закономерностью функционирования и развития общества. Здесь осуществление норм жизни, касающихся деятельности и поведения людей (их отношения к обществу, к коллективу, друг к другу), основывается па…
Стереотип — более обобщенное, чем установка, образование, в нем отражаются общие черты, присущие тем или иным явлениям. Скажем, такой стереотип, как дипломатия канонерок, отражает политику насилия, диктата, угроз, применения военной силы в международных отношениях, проводимую империалистическими государствами, в особенности США. В нем схвачены не единичные факты, а определенное направление в осуществлении внешней политики. Способность человеческой…
Коммунистическая пропаганда вносит в сознание людей объективное знание. В этом проявляется ее качественное отличие от буржуазной пропаганды, которая отрицает наличие истины в идеологическом воздействии, признавая в лучшем случае лишь правду фактов. При их истолковании буржуазная пропаганда исходит из классовых интересов буржуазии, а не из их реального содержания. Коммунистическая пропаганда отличается от буржуазной правдивостью, которая является…
Особенности стереотипов давно привлекли внимание буржуазной пропаганды, и она широко использует их, опираясь на исследования их специфики в социальной психологии и социологии. Известный американский публицист и социолог Уолтер Липпман разработал теорию стереотипизации общественного мнения, духовной жизни общества. Суть ее состоит в том, что стереотипы будто бы являются основным духовным багажом, на котором базируется общественное мнение….
Остается в тени все то, что связано с процессом восприятия пропагандистского воздействия, его усвоением, превращением знаний в убеждения людей, их действия и поступки. Как осуществляются данные процессы? Каковы их закономерности? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо объединить усилия представителей разных наук, в особенности общей психологии, социальной психологии, социальной педагогики, социологии. От их решения во многом…
Рассматривая социально-психологические стереотипы как отражение в общественном сознании общих, повторяющихся свойств явлений, как обобщение социального опыта, мы не можем отрицать значения их в духовной жизни, в идеологической деятельности. Речь может идти лишь о том, как к ним относиться, как формировать и использовать их в процессе идеологического воздействия на сознание людей. Стереотипы различны по своему содержанию…