Общественные отношения товаропроизводителей
Как показал К. Маркс в Капитале, в условиях товарного производства, основу которого составляет частная собственность на средства производства, общественные отношения товаропроизводителей принимают форму отношений между вещами.
Это овеществление производственных отношений, происходящее в силу того, что производственные связи между людьми осуществляются не непосредственно, а через рыночный обмен вещей, через куплю-продажу товаров, и порождает такую, например, иллюзию, как товарный фетишизм.
У людей складываются представления, будто сами вещи, товары по природе своей обладают какими то таинственными свойствами.
Или, скажем, государство в любом эксплуататорском обществе, являясь продуктом непримиримых классовых противоречий, стремится обособиться от общества, встать над ним. И оно успевает в этом тем больше, чем полнее выражает интересы экономически господствующего класса.
К. Маркс и Ф. Энгельс в Немецкой идеологии вскрыли подлинные причины того, почему идеология немецкой буржуазии 40-х годов прошлого века носила иллюзорный характер. Они показали, что извращенное понимание истории, распространенное в тот период, обусловливалось господствовавшими в обществе классовыми интересами, выступающими в форме общественных отношений.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Анализ изменения в буржуазном сознании
- Социальная обусловленность соотносительности идеологии и общественной психологии
- Действенность идеологии и общественной психологии
- Соотносительность идеологии и общественной психологии
- Идеология как система теоретических взглядов и представлений
- Понятие форма (вид) общественного сознания
- Нравственное сознание
- Мировоззренческие убеждения
- Формирование у людей должное отношение к общественному достоянию (нашему)
- Сознание и чувство должного отношения к общественной собственности и к труду
- Нарушение диалектического подхода к соотношению идеологии
- Общественная психология и идеология как соотносительные сферы общественного сознания
- Общественная психология по отношению к идеологии
- Анализ соотношения идеологии и общественной психологии
- Положение о стихийном формировании общественной психологии
- Задачи и решения, возникающие в практике социальной жизни
- Идея несовместимости идеологии и науки
- Социальная обусловленность идеологии