Общественные отношения товаропроизводителей

22.02.2011

Как показал К. Маркс в Капитале, в условиях товарного производства, основу которого составляет частная собственность на средства производства, общественные отношения товаропроизводителей принимают форму отношений между вещами.

Это овеществление производственных отношений, происходящее в силу того, что производственные связи между людьми осуществляются не непосредственно, а через рыночный обмен вещей, через куплю-продажу товаров, и порождает такую, например, иллюзию, как товарный фетишизм.

У людей складываются представления, будто сами вещи, товары по природе своей обладают какими то таинственными свойствами.

Или, скажем, государство в любом эксплуататорском обществе, являясь продуктом непримиримых классовых противоречий, стремится обособиться от общества, встать над ним. И оно успевает в этом тем больше, чем полнее выражает интересы экономически господствующего класса.

К. Маркс и Ф. Энгельс в Немецкой идеологии вскрыли подлинные причины того, почему идеология немецкой буржуазии 40-х годов прошлого века носила иллюзорный характер. Они показали, что извращенное понимание истории, распространенное в тот период, обусловливалось господствовавшими в обществе классовыми интересами, выступающими в форме общественных отношений.


«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также:

MedZZZ.ru