Самосознание класса, выраженное в идеалах, целях, задачах

22.02.2011

Самосознание класса, выраженное в идеалах, целях, задачах борьбы за свои политические, экономические, духовные интересы, как осознание явлений действительности в системе философских, эстетических, этических и других теоретических взглядов и представлений, составляет содержание идеологии. При этом важно учитывать, как отмечалось, что речь идет только о таких взглядах и представлениях, принципах, нормах и т. п., которые в той или иной мере отражают социальные интересы. Такого рода содержание составляет сущность идеологии как духовного явления.

Мы попытались вычленить содержание идеологии, рассматриваемой в строгом смысле слова. Однако в реальной жизни идеология взаимодействует с научным и обыденным знанием, с духовной культурой, в том числе с художественной культурой, искусством ш, с общественно-психологическими образованиями и потому нередко придает их отдельным компонентам идеологическую окраску.

По этой причине неидеологические по своей природе явления включаются в содержание идеологии и тем самым безбрежно расширяют ее объем. Скажем, нередко такие общественные явления, как нравственность, искусство, религия, относят к идеологии. Они, несомненно, содержат идеологические элементы, но целиком их относить к идеологии вряд ли правомерно.

К примеру, простейшие моральные нормы, регулирующие жизнедеятельность людей, носят общечеловеческий характер, и их не включают в содержание идеологии. В то же время важнейшие моральные принципы и нормы, этические теории, обосновывающие такого рода нормы с позиций определенных классовых интересов, включаются в содержание идеологии.

Неправомерно относить к идеологии все общественные науки на том основании, что они пронизаны философией как общей методологией научного познания и используются в классовых интересах.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также:

MedZZZ.ru