Общественные науки

22.02.2011

Такие общественные науки, как этнография, демография, языкознание и многие другие, дают знание о явлениях действительности, но не выступают осознанием действительности через призму социальных интересов, самосознанием определенных классов, т. е. не включаются в идеологию. В то же время такие общественные науки, как марксистско-ленинская философия, политическая экономия, научный коммунизм, являющиеся составными частями марксизма-ленинизма, выполняют функции и науки, и идеологии.

Все это говорит о том, что вопрос о содержании идеологии требует специального рассмотрения. Каждый тип идеологии имеет свое специфическое содержание. Здесь же мы обозначим лишь рамки, которые не позволяют искусственно расширять содержание идеологии и тем самым лишать ее специфики. К сожалению, нередко содержание идеологии расширяется за счет включения в нее неидеологических элементов.

Содержание идеологии реализуется в выполняемых ею функциях. Вопрос о функциях идеологии является, пожалуй, одним из наиболее разработанных в марксистской литературе, и при его решении наблюдается довольно полное согласие исследователей относительно большой ее роли в обществе.

Однако, на наш взгляд, при формулировании и выделении ее конкретных функций нет должной строгости. Одни исследователи выделяют три функции идеологии 135, другие — пять, а третьи — семь. Дело, понятно, не в числе функций, а в том, что строго не определен общий критерий их выделения.

Такие функции идеологии, как, скажем, познавательные, оценочные, регулятивные, прогностические, еще не раскрывают ее специфики. Идеология в этом случае отождествляется с общественным сознанием, ибо такого рода функции присущи последнему как целостному духовному образованию.

Так, познавательная функция выполняется прежде всего наукой. Именно она выражает специфику науки как духовного явления. То же следует сказать и о прогностической функции.


«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также:

MedZZZ.ru