Психология общества (В. И. Ленин)
Надо добиться, — говорил В. И. Ленин, — чтобы все поняли, что нам принадлежит Россия, что мы, рабочие и крестьянские массы, своей деятельностью, своей строгой трудовой дисциплиной, только мы можем пересоздать старые экономические условия существования и провести в жизнь великий хозяйственный план…
Надо убедить в новых задачах сотни миллионов людей, живших из поколения в поколение в рабстве и угнетении, в подавлении всякой самодеятельности… Надо их организовать не для сопротивления власти, а для поддержки, для развития мероприятий своей рабочей власти, для проведения их до конца.
В. И. Ленин в первых коммунистических субботниках прозорливо увидел начало большого поворота в сознании, в психологии трудящихся. Это — начало переворота, — писал он, — более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это — победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину.
Вопросы преодоления старой и утверждения повой психологии трудящихся в тот период непременно затрагивались в выступлениях многих деятелей партии и государства.
В 20-х годах среди ученых шли дискуссии об общественной психологии как духовном явлении и социальной психологии как отрасли знания об этом явлении. Так, В. М. Бехтерев разрабатывал коллективную рефлексологию, которая должна изучать ответные реакции коллектива в связи с внешними и внутренними раздражителями.
Согласно его взглядам, коллектив проявляет себя как собирательная личность, и потому закономерности индивидуальной психологии могут быть использованы при изучении психологии коллектива. Сочетая социологический и психологический подходы, В. М. Бехтерев не отрывал психологию коллектива от психологии личности, а пытался увидеть связь между ними. Он использовал разнообразные психологические и социологические методы, в том числе и статистический метод.
Однако с позиций механистического материализма, которого он придерживался, трудно было раскрыть диалектический характер этой связи, выяснить специфику социально-психологических закопомерио стей. В методологическом и теоретическом отношениях концепция коллективной рефлексологии оказалась несостоятельной и подверглась основательной критике уже в 20-х годах.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Общественная психология и идеология как соотносительные сферы общественного сознания
- Общественная психология по отношению к идеологии
- Анализ соотношения идеологии и общественной психологии
- Положение о стихийном формировании общественной психологии
- Задачи и решения, возникающие в практике социальной жизни
- Анализ изменения в буржуазном сознании
- Социальная обусловленность соотносительности идеологии и общественной психологии
- Действенность идеологии и общественной психологии
- Соотносительность идеологии и общественной психологии
- Идеология как система теоретических взглядов и представлений
- Понятие форма (вид) общественного сознания
- Нравственное сознание
- Мировоззренческие убеждения
- Формирование у людей должное отношение к общественному достоянию (нашему)
- Сознание и чувство должного отношения к общественной собственности и к труду
- Нарушение диалектического подхода к соотношению идеологии
- Причины господства в Германии в 40-х годах
- Понятие идеологии