Вопрос об определении общественной психологии
Вопрос об определении общественной психологии является актуальным. К нему постоянно обращаются исследователи, анализирующие явления общественного сознания. И это, видимо, вполне закономерно. Выявление в исследованиях тех или иных особенностей социально-психологических явлений или переосмысление известных явлений находят отражение и в определениях. Они становятся все более содержательными.
Среди определений общественной психологии в работах последних лет привлекает внимание определение, данное известным болгарским философом Тодором Стойчевым, опубликовавшим ряд работ но общественному сознанию.
Социальная психика, — писал Т. Стойчев, — есть коллективно формируемая и коллективно функционирующая, преимущественно на уровне обыденного сознания, специфическая субъективная форма познавательно эмоционального отражения действительности, которая обнаруживается как непосредственное переживание, порожденное в данной социальной группе идей, оценок и идеалов.
Сформулированное определение не является исчерпывающим. Однако в этом определении предпринята попытка выделить из многочисленных суждений об общественной психологии (или социальной психике, как принято обозначать в болгарской литературе совокупность социально-психологических явлений) наиболее существенные моменты, выражающие ее специфику.
В нем отражены особенности, позволяющие отличать общественную психологию от индивидуальной психологии, видеть ее специфику в сравнении с другими массовидными духовными образованиями, в форме отражения в переживаниях социальных групп, т. е. в состояниях группового сознания. Правда, Т. Стойчев ограничивает объект переживания идеями, оценками и идеалами, хотя, видимо, переживания социальных групп имеют место в связи с самими действиями, поступками людей, а не только с духовными явлениями.
Несмотря на уточнения, вносимые в определение общественной психологии, вопрос о ее специфике как сферы общественного сознания нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании. Такой анализ должен, на наш взгляд, опираться, во-первых, па широко развернутые эмпирические исследования, в особенности психологии больших общностей людей, и, во-вторых, на использование в процессе проведения таких исследований наряду с психологическим социологического и социолого-психологического подходов.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Положение о стихийном формировании общественной психологии
- Задачи и решения, возникающие в практике социальной жизни
- Анализ изменения в буржуазном сознании
- Социальная обусловленность соотносительности идеологии и общественной психологии
- Действенность идеологии и общественной психологии
- Соотносительность идеологии и общественной психологии
- Идеология как система теоретических взглядов и представлений
- Понятие форма (вид) общественного сознания
- Нравственное сознание
- Мировоззренческие убеждения
- Формирование у людей должное отношение к общественному достоянию (нашему)
- Сознание и чувство должного отношения к общественной собственности и к труду
- Нарушение диалектического подхода к соотношению идеологии
- Общественная психология и идеология как соотносительные сферы общественного сознания
- Общественная психология по отношению к идеологии
- Анализ соотношения идеологии и общественной психологии
- Идеологический и научно-познавательный процессы
- Понимание процесса познания как процесса движения мысли