Идеологический и научно-познавательный процессы

22.02.2011

Идеологический и научно-познавательный процессы — это органически связанные стороны отражения действительности. На это следует обратить внимание потому, что современные буржуазные философы и социологи в духе давно сложившейся традиции утверждают, что идеология и паука несовместимы, что категория истины неприложима к идеологии.

Марксистско-ленинская теория познания позволяет вскрыть несостоятельность такого рода утверждений и выработать научный подход к пониманию идеологического отражения. Согласно этой теории, идеи, взгляды, представления людей суть образы внешнего мира. Они есть образы, одновременно сходные со своими предметами и отличные от них.

Сходство состоит в их объективном содержании, которым является отраженная внешняя действительность. Отличие яге проявляется в идеальности, субъективности образов. Образы субъективны в том смысле, что они не существуют вне сознания человека. По известному определению В. И. Ленина, ощущение (восприятие, представление, идея и т. д.) есть субъективный образ объективного мира. Образы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Они изменяются и обогащаются на основе общественно-исторической практики.

Познание есть процесс углубления наших знаний от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. п. В этом случае под явлением понимаются предметы действительности, воспринимаемые непосредственно в их чувственности.

Соотносительная категория сущности употребляется для обозначения глубинных связей и отношений между предметами. Познание совершается путем перехода от внешних связей предметов и вещей к их сущности. Этот процесс весьма сложен, поскольку форма проявления предметов и их сущность не совпадают.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также:

MedZZZ.ru