Естественно-научные знания

16.02.2011

Естественно-научные знания безоговорочно не включаются в содержание общественного сознания не только потому (как принято считать), что у них разные предметы отражения, но и потому, что познание и сознание не совпадают между собой.

По причине такого несовпадения и общественные знания полностью не входят в содержание общественного сознания. Видимо, нет принципиальных различий между естествознанием и обществознанием в их отношении к общественному сознанию.

В основе общественного познания лежит потребность и знаниях, обусловленная социальной практикой. Возникновение общественного сознания связано с потребностью людей в идеях, взглядах, теориях, чувствах и т. п., выражающих их общие интересы и направленных на регулирование общественных отношений. Характер этих потребностей во многом предопределяет предмет отражения в общественном познании и в общественном сознании. Предметом познания является все многообразие сторон как общественного бытия, так и общественного сознания.

Предмет же общественного сознания в строгом смысле слова ограничен рамками общественного бытия. Если данных различий не учитывать, то понятие сознание становится тождественным знанию, и результат познания может быть сведен лишь к системе наук и ограничен ею, В действительности имеет место дифференциация и интеграция наук и вместе с тем дифференциация (по видам) и интеграция (по сферам) общественного сознания.

Политическое, нравственное, правовое и т. д. виды сознания существуют не только для удовлетворения потребности общества в соответствующих знаниях. Кроме познавательных они имеют и другие функции. Общественные науки, скажем политическая экономия, правовая наука, этика и т. п., вызваны к жизни потребностями социальной практики и развитием общественного сознания.

Последнее без науки, без добытых ею объективных знаний носило бы утилитарный или утопический характер, сводилось бы лишь к обыденному осознанию бытия. Вместе с тем это не дает основания безоговорочно включать общественные науки в общественное сознание или сводить последнее к обществознанию.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также:

MedZZZ.ru