Данные П. В. Бойченко

16.02.2011

П. В. Бойченко, акцентируя внимание на различении социального знания и общественного сознания и их форм, не уделил должного внимания их диалектике. Анализ их взаимосвязи позволил бы ему не только поставить проблему, по и раскрыть ее содержание. Уже сама постановка важной в научном отношении проблемы заслуживает серьезного внимания.

Когда не проводится различие между научным знанием и общественным сознанием, то при характеристике структуры последнего эклектически смешиваются структуры познания и общественного сознания.

Так, Б. А. Чагин утверждает:
Изучение общественного сознания необходимо предполагает прежде всего анализ основных уровней сознания, к которым, мы считаем, следует отнести общественную психологию, общественную идеологию, научно-теоретическое сознание общества, а также обыденное сознание людей.

В познании действительно выделяются соответствующие уровни, характеризующие глубину, полноту отражения, которые могут слуяшть критерием различения обыденного познания (сознания) и научнотеоретического познания (сознания). Однако данный критерий нельзя использовать для выделения и различения идеологии и общественной психологии. К ним, как будет показано дальше, неприменим термин уровень сознания.

С отношением общественного сознания к познанию, в особенности к общественному познанию, к знаниям как продукту познания связан и вопрос об отношении его к сознанию общества. Общественное сознание и сознание общества не совпадают между собой, и их различение также позволяет подчеркнуть категориальный статус понятия общественное сознание.


«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов


Смотрите также:

MedZZZ.ru