Главная / Общественная психология и идеология

Общественная психология и идеология


Идейнотеоретическая (идеологическая) деятельность

Идейнотеоретическая (идеологическая) деятельность является познавательно-оценочным отражением действительности. Неправомерно рассматривать ее лишь как аксиологическую, а идеологию — как совокупность ценностей. В идеологии представлены и знание, и оценка, поскольку в ней действительность отражается через призму классовых интересов. Исходя из интересов своего класса, идеологи оценивают и познают факты, события общественной жизни. Наряду с идейнотеоретической важнейшим видом идеологической деятельности…


Духовная жизнь общества, идеология и общественная психология (Духовное производство)

Духовное производство осуществляется особыми группами людей, т. е. является специализированным производством. Его особенности связаны с характером используемого в нем труда и его продуктов. Продукты духовного  производства отличаются, как правило, новизной, уникальностью (новое художественное произведение, новая картина, новое научное знание и т. д.). Как потребительные стоимости они в одних случаях, по замечанию К. Маркса, воплощаются в…


Распространение марксистско-ленинской идеологии

Распространение марксистско-ленинской идеологии является объективной закономерностью, ибо трудящиеся массы необходимо постоянно воспитывать в духе марксистсколенинских идей, убеждать в их правоте каждое новое поколение, вступающее в жизнь. Потребность внесения марксистсколенинских идей с победой социалистической революции возрастает, ибо задачи революционного преобразования общества расширяются и углубляются. Идеология усваивается массами тем полнее, чем точнее она соответствует их историческому опыту,…


Всевозрастающие духовные потребности

Общественная необходимость, состоящая в удовлетворении всевозрастающих духовных потребностей общества, порождает расширение духовного производства. Духовное и материальное производство, выступая сторонами единого общественного производства, тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Диалектика их в современных условиях особенно ярко проявляется в превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Материальное производство, как и предвидел К. Маркс, все больше…


Идея идеологического плюрализма

Марксизму-ленинизму чужда идея идеологического плюрализма, т. е. множественности идеологий, пропагандируемая ревизионистами. Проповедь разнообразных моделей социализма и есть пример идеологического плюрализма. Плюрализм в идеологии навязывается буржуазными идеологами и ревизионистами с целью растворить марксизмленинизм в буржуазной идеологии и тем самым парализовать его изнутри. Процесс внесения идей и взглядов (идеологическое воздействие) органически сливается с процессом их усвоения. Специфика…


Следствие потребности духовности

Потребности следуют за производством, но они могут и опережать его достигнутый уровень. Противоречия между уровнем духовного производства и возрастающими духовными потребностями выступают источником его развития. К. Маркс писал, что человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению. В. И. Ленин, опираясь на идеи марксизма и обобщая опыт истории, сформулировал…


Идеологическая деятельность

Идеологическая деятельность имеет своей задачей также целенаправленное формирование общественно-психологических явлений: общественного мнения, морально-психологической атмосферы, социальных установок, активной жизненной позиции и других. Эту задачу можно коротко раскрыть на примере формирования общественного мнения в процессе идеологической деятельности, в особенности пропагандистской. Жизнедеятельность людей в социалистическом обществе в большой степени регулируется общественным мнением. Коллективистский характер отношений между людьми при…


Связю духовных потребностей с материальными

Духовные потребности тесно связаны с материальными. Исторически взаимосвязи материальных и духовных потребностей складывались так: чем полнее удовлетворялись материальные потребности, тем более широкие возможности открывались для проявления духовных. Но развитие духовных потребностей не явилось лишь следствием все более полного удовлетворения материальных. В истории наблюдались периоды, например в переходный период от капитализма к социализму в СССР и…


Выбор предмета общественного мнения

Выбор предмета общественного мнения непременно требует учета условий и факторов его формирования. Материальные и духовные условия, включенные в процесс формирования общественного мнения, становятся факторами, активно воздействующими на него. Управление формированием оценочных суждений предполагает обеспечение высокой общественнополитической активности членов социалистического общества. Расширить практику участия трудящихся в предварительном обсуяодеиии проектов решений по крупным вопросам государственной и общественной…


Содержание производственных, политических, эстетических, этических и других общественных отношений

Содержание производственных, политических, эстетических, этических и других общественных отношений при социализме создает условия для освобождения человека от всепоглощающего стремления к обладанию вещами, порожденного частной собственностью на средства производства. На смену ему приходит стремление к самовыражению, к самоутверждению личности в деятельности на благо общества. Главным богатством человека становятся его духовные, творческие потенции. Необходимым условием гармоничного развития…


Зарождение общественного мнения

Общественное мнение зарождается с появлением социально значимой проблемы. Чем значительнее проблема, тем большее число людей заинтересовано в ее решении. В современных условиях такой проблемой, затрагивающей интересы всего человечества, является борьба за сохранение мира, за разоружение. Поэтому формируются и активно действуют не только национальные, но и мировое общественное мнение. Внимание общественного мнения в нашей стране в…


Духовное потребление

Особенностью духовного потребления является то, что процесс его осуществления есть в известной мере и процесс духовного производства. Скажем, читатели, зрители, слушатели переживают, осмысливают духовные ценности под углом зрения жизненного опыта. Сам процесс усвоения духовных ценностей связан с работой разума и чувств, с активным состоянием внутреннего мира человека, т. е. носит творческий характер. В этом смысле…


MedZZZ.ru