Главная / Новости / Диета с высоким содержанием соли может вызвать рассеянный склероз или ревматоидный артрит

15.03.2013

Употребление большого количества продуктов, содержащих соль, может не просто увеличить Ваше артериальное давление: исследователи сообщают, что это также может поспособствовать развитию аутоиммунных заболеваний, когда иммунная система организма по ошибке предпринимает атаки на некоторые части организма. Три новых исследования указывают, что соль может быть главным виновником возникновения широкого диапазона аутоиммунных заболеваний, включая рассеянный склероз (РС), псориаз, ревматоидный артрит и анкилозирующий спондилит (артрит позвоночного столба).

Значительное расширение сферы действия аутоиммунных заболеваний, особенно рассеянный склероз и диабет 1-го типа, указывает, что факторы внешней среды, а не только генетика, могут объяснить тенденцию, отметили исследователи. «Диета действительно действует на аутоиммунную систему способами, которые не были ранее признаны», — сообщил старший автор исследования д-р Дэвид Хэфлер, профессор неврологии и иммунобиологии с медицинского факультета Йельского Университета, в Нью-Хейвене, штат Коннектикут.

Это было случайное открытие, которое вызвало интерес исследователей к соли; они наткнулись на тот факт, что у людей, которые питались в ресторанах быстрого питания, были видимо более высокие уровни воспалительных клеток, чем у других.

В исследовании Хэфлер и его команда нашли, что, диета с высоким содержанием соли у мышей вызывала у грызунов воспроизведение типов клеток борющихся с инфекциями, тех которые близко связаны с аутоиммунными заболеваниями. Мыши на «соленой» диете проявили острую форму рассеянного склероза, называемую аутоиммунным энцефаломиелитом. Как бы то ни было, данные при экспериментах над животными не всегда воспроизводятся при испытаниях на людях.

Воспалительные клетки обычно используются иммунной системой, чтобы защитить людей от бактериальных, вирусных, грибковых и паразитических инфекций. Но в случае аутоиммунных заболеваний они нападают на здоровую ткань.

Исследование Хэфлера — одна из трех статей, опубликованных 6 марта в выпуске журнала «Природа», показывающее как соль может гиперактивировать иммунную систему. В дополнение к исследованию Хэфлера ученые из Института Броад в Бостоне исследовали, как гены регулируют иммунный ответ, а исследователи с медицинского факультета Гарвардского Университета и Госпиталя Бриэма и Женского госпиталя в Бостоне, «обнулили» действие сети генов в управлении аутоиммунитетом.

Все три исследования помогают объяснить, каждый под различным углом, как Т-лимфоциты могут стимулировать аутоиммунные заболевания, создавая воспаление. Соль, видимо, вынуждает ферменты стимулировать создание Т-лимфоцитов, наращивая тем самым иммунный ответ.

«Мы думаем о Т-лимфоцитах как о «солистах», помогающих иммунной системе знать то, что клетки должны делать в ответ на появление различных патогенных микроорганизмов», — объяснил д-р Джон ОШеа, директор внутриполостных исследований Национального института США по артриту и скелетно-мышечным и кожным заболеваниям, в Бетесде, штат Мериленд. «Сила этих статей – в том, что они нашли другой фактор, который управляет дифференциацией Т-лимфоцитов – это соль».

В то время как соль может играть роль в аутоиммунных заболеваниях, исследователи сообщили, что картина вероятно более сложна. «Мы не думаем, что соль – это конец истории. Это — новая, неразведанная часть этого, и есть сотни генетических вариантов, включаемых в аутоиммунные заболевания, а также факторы внешней среды», — сказал Хэфлер. «Также пока неясно, какое количество соли сможет простимулировать аутоиммунную реакцию».

Согласно ОШеа, который не был связан с новыми исследованиями, в дополнении к соли, заявил, что и другие факторы демонстрируют влияние на уровни Т-лимфоцитов, включая микроорганизмы, диету, метаболизм, факторы внешней среды и цитокины (белки, помогающие регулировать воспалительные реакции).

ОШеа сообщил, что исследование дает возможность проверить – и он надеется на это, при предстоящем проведении исследований на людях — может ли рацион с низким содержанием соли помочь в терапии аутоиммунных заболеваний.

«Сейчас они идентифицировали биомаркер, таким образом можно лечить людей одновременно используя рацион с низким содержанием соли и затем проверить на наличие маркера в клетках, используя например клеточную цитометрию», — объяснил ОШеа. В то время как такое испытание вообще не доступно для потребителей, оно используется в большинстве исследовательских лабораторий.

Хэфлер подчеркнул, что, в то время как соль может быть вовлечена в аутоиммунное заболевание, также можно найти ее роль в поддержке иммунной системы. Порция куриного супа эффективна при борьбе с простудой, и гриппом, и возможно, что соль стимулирует ответную реакцию борьбы с инфекцией.

Должны ли потребители, которые озабоченны аутоиммунными заболеваниями переключиться на рацион с низким содержанием соли, даже раньше, чем будут проведены исследования у людей?

«Сейчас, если бы у меня было аутоиммунное заболевание, то я соблюдал бы диету с низким содержанием соли», — сказал Хэфлер. «Это не плохая мысль для укрепления здоровья. Но мы должны проделать больше исследований, чтобы доказать это».

ОШеа согласен с этим. «Я полагаю, что мы не знаем границ важности употребления соли. Эти статьи демонстрируют это экспериментально, но мы все еще не можем быть убеждены в этом», — сказал он.

medicinenet.com