Социально-психологический и идеологический аспекты образа жизни (Книга «Образ жизни»)
Авторы книги «Образ жизни» хотя и пишут об эмоциональном, познавательном и поведенческом социально-психологических компонентах отношения к труду, но в их содержание они непременно включают и идеологические явления, поскольку трудно, если не сказать невозможно, вычленить собственно социально-психологические компоненты на уровне образа жизни, отвлекаясь от идеологических компонентов сознания.
Рассмотрение образа жизни в социально-психологическом аспекте предполагает выделение и такого явления, как социально-психологический климат коллектива.
Для социалистического образа жизни, — писал Б. Д. Парыгин, — характерен здоровый морально-психологический и социально-психологический климат …
И далее: … социально-психологический климат коллектива является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни людей, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личностной самореализации.
При анализе социально-психологического климата, как и отношения к труду, его нередко толкуют расширительно, выходя за рамки общественной психологии. Об этом можно судить по тем характеристикам данного явления, которые даются в литературе.
Стремление более строго определить содержание понятия социально-психологический климат коллектива не может не вызвать одобрения.
Однако надо выяснить, как раскрыть специфику социально-психологического климата коллектива. Б. Д. Парыгин предлагает ограничить содержание понятия социально-психологический климат, сведя его лишь к психическому настрою, или настроению, людей. Такое понимание климата, на наш взгляд, слишком узко.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Регулятивная функция общественного мнения
- Эффективность регулятивного воздействия общественного мнения
- Регулирование как основная функция общественного мнения
- Соотношение идеологических и социально-психологических компонентов
- Взаимодействие пропаганды и общественного мнения
- Уровень согласованности пропаганды с функционирующим общественным мнением
- Значительна роль пропаганды и в формировании идеологического содержания традиций
- Рассмотрение традиций как социальный регулятор
- Оптимизм
- Cоциально-психологические явления в коллективизме
- Психологоидеологические регуляторы жизнедеятельности людей
- Регулирование отношений в обществе
- Многообразие социальных отношений
- Социалистическая личность
- Нормы в социальном регулировании
- Профессиональные заповеди
- Социально-психологические и идеологические явления
- Социалистический образ жизни