Многообразие социальных отношений
Многообразие социальных отношений в плане их регулирования можно условно свести к отношениям личности и общества, личности и коллектива, ибо в них и через них проявляются взаимосвязи потребностей, интересов, идеалов, целей, жизненных ориентации, социальных установок, позиций и т. д. общества и личности, коллектива и личности, т. е. отношения личного и общественного.
Субъект управления (общество, социальная группа, коллектив), регулируя отношения общества и личности, воздействует на ее внутренний мир, ее образ мыслей, чувства, волевые устремления.
Социальное регулирование можно представить в виде определенной совокупности элементов, участвующих в нем.
К элементам социальной регуляции образа жизни,, по мнению авторов одной из коллективных монографий, относятся:
- социально-психологические субъекты и объекты регулирования социального поведения;
- цели социально-психологического регулирования;
- средства и формы социально-психологического регулирования;
- уровни социально-психологического регулирования.
Однако социальную регуляцию правомерно рассматривать, и как, определенную систему. При этом нельзя ограничиваться лишь рассмотрением элементов социального регулирования, а нужно анализировать их в процессе функционирования и раскрывать результаты регулирования. В процессе участвуют не столько субъекты-объекты регулирования, сколько субъекты-субъекты, поскольку действие внутренних регуляторов предполагает социальную активность объекта воздействия, т. е. преобразование его в субъект регуляции.
К примеру, объектом социально-психологического регулирования считается, как правило, личность, ее внутренняя социально-психологическая структура и реальное поведение. И это действительно так. Однако с ростом сознательности личности, ее общественного долга и ответственности личность начинает выступать в коллективе активным субъектом социально-психологического регулирования образа жизни.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Регулирование как основная функция общественного мнения
- Соотношение идеологических и социально-психологических компонентов
- Взаимодействие пропаганды и общественного мнения
- Уровень согласованности пропаганды с функционирующим общественным мнением
- Значительна роль пропаганды и в формировании идеологического содержания традиций
- Рассмотрение традиций как социальный регулятор
- Регулятивная функция общественного мнения
- Эффективность регулятивного воздействия общественного мнения
- Cоциально-психологические явления в коллективизме
- Психологоидеологические регуляторы жизнедеятельности людей
- Регулирование отношений в обществе
- Социалистическая личность
- Нормы в социальном регулировании
- Профессиональные заповеди
- Социально-психологические и идеологические явления
- Понимание традиций
- Социалистический образ жизни
- Признаки традиций