Рассмотрение традиций как социальный регулятор
При рассмотрении традиций как социального регулятора одним из важных является вопрос о механизме влияния пропаганды на становление и укрепление социалистических традиций.
Такой механизм включает ряд компонентов, в том числе социально-психологическую атмосферу коллектива, общества, а также привычки в поведении людей. Через подобного рода духовные образования пропаганда способна воздействовать на идеологическое и социально-психологическое содержание традиций.
Формируя социально-психологическую атмосферу, пропаганда воздействует на становление традиций. Однако этим ее влияние не исчерпывается. Возникнув, традиции приобретают некоторую самостоятельность по отношению к породившим их явлениям, что может привести к ослаблению связей между ними.
Тогда возникает потребность в поддержании традиций со стороны общественного мнения, пропагандистские усилия вновь направляются на формирование общественного мнения. Такова диалектика взаимосвязи пропаганды, общественного мнения и традиций.
Итак, важнейшими социальными регуляторами образа, жизни выступают социальные нормы, общественное мнение, традиции. В совокупности они составляют определенную систему, обеспечивающую жизнедеятельность людей.
Социальная регуляция осуществляется как социально-психологическими, так и идеологическими средствами, выступающими в единстве. На уровне образа жизни единство идеологии и общественной психологии проявляется своеобразно: возникают психолого-идеологические образования, в которых идеологические и социалъно-психологические явления образуют единое целое.
Поэтому социальные нормы, традиции и общественное мнение правомерно считать психолого-идеологическими регуляторами жизнедеятельности людей социалистического общества.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Взаимодействие пропаганды и общественного мнения
- Уровень согласованности пропаганды с функционирующим общественным мнением
- Значительна роль пропаганды и в формировании идеологического содержания традиций
- Регулятивная функция общественного мнения
- Эффективность регулятивного воздействия общественного мнения
- Регулирование как основная функция общественного мнения
- Соотношение идеологических и социально-психологических компонентов
- Многообразие социальных отношений
- Социалистическая личность
- Нормы в социальном регулировании
- Профессиональные заповеди
- Социально-психологические и идеологические явления
- Социалистический образ жизни
- Понимание традиций
- Социалистический образ жизни (Коллективизм, гуманизм и оптимизм)
- Признаки традиций
- Основное содержание коллективизма как идеологии
- Сущность традиций