Cоциально-психологические явления в коллективизме
Трудно говорить о коллективизме или гуманизме только как идеологических принципах, не принимая в расчет того, что они выступают и как социально-психологические явления, т. е. как коллективные чувства, коллективная воля, проявление характера, выражение морально-психологического климата и т. д.
Таким образом, коллективизм, гуманизм, оптимизм и другие духовные явления на уровне образа социальной жизни выступают как идеолого-психологические образования, т. е. идеологические и социально-психологические явления не просто дополняют друг друга, а существуют слитно.
В связи с анализом образа социальной жизни идеологические и социально-психологические явления иногда обозначают терминами нравственные основы социалистического образа жизни, нравственно-психологические элементы социалистического образа жизни, нравственно-психологический климат социалистического образа жизни.
Так, А. О. Бороноев к нравственно-психологическим элементам, характеризующим социалистический образ жизни советских людей, относит: нравственные нормы поведения, правила общежития, ценностные ориентации, направленность их потребностей, стремлений, идеалов, степень уверенности в будущем, социальное самочувствие, которые вместе с объективными условиями создают атмосферу творчества, гуманности, дружбы, взаимопомощи, оптимистического настроя, т. е. все то, что мы называем нравственно-психологическим климатом социалистического образа жизни.
Возможно, что термины нравственно-психологические элементы, нравственные основы, нравственно-психологический климат образа жизни не очень удачны, но они отражают суть: на уровне образа жизни идеологические и социально-психологические явления проявляются в органическом единстве и обозначаются одним понятием.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Эффективность регулятивного воздействия общественного мнения
- Регулирование как основная функция общественного мнения
- Соотношение идеологических и социально-психологических компонентов
- Взаимодействие пропаганды и общественного мнения
- Уровень согласованности пропаганды с функционирующим общественным мнением
- Значительна роль пропаганды и в формировании идеологического содержания традиций
- Рассмотрение традиций как социальный регулятор
- Регулятивная функция общественного мнения
- Оптимизм
- Психологоидеологические регуляторы жизнедеятельности людей
- Регулирование отношений в обществе
- Многообразие социальных отношений
- Социалистическая личность
- Нормы в социальном регулировании
- Профессиональные заповеди
- Социально-психологические и идеологические явления
- Понимание традиций
- Социалистический образ жизни