Гносеологические категории
Гносеологические категории (бытие и сознание, общественное бытие и общественное сознание) выражают соотношение материального и идеального в обществе; социологические (общественная формация, социальный организм, сферы общественной жизни и т. д.) отражают специфику общественной жизни как социальной деятельности людей; гносеологосоциологические раскрывают способы, формы жизнедеятельности людей, в которых представлены в единстве материальная и идеальная стороны.
К последней группе относятся категории материальной и духовной жизни общества. Нас в данном случае интересуют духовная жизнь общества и место в ней идеологии и общественной психологии.
На уровне духовной жизни общественная психология и идеология вступают во взаимосвязь не как сложившиеся духовные явления, абстрагированные в определенной мере от других явлений общественной жизни, а как стороны реальной социальной практики, связанные с духовным производством и соответствующими общественными отношениями, с распространением и усвоением идеологических и социально-психологических ценностей.
Их анализ позволяет вскрыть социальные и социально-психологические механизмы, глубинные процессы и взаимопроникновения и взаимодополнения идеологических и социально-психологических явлений, а также исследовать убежденность как важнейшую характеристику сознания людей, являющуюся продуктом взаимосвязи идеологии и общественной психологии на уровне духовной жизни общества.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Социально-психологические стереотипы
- Двойственная познавательная роль стереотипов
- Авторитет
- Обращение к авторитету
- Внушающее воздействие