Социально-психологические стереотипы
Рассматривая социально-психологические стереотипы как отражение в общественном сознании общих, повторяющихся свойств явлений, как обобщение социального опыта, мы не можем отрицать значения их в духовной жизни, в идеологической деятельности. Речь может идти лишь о том, как к ним относиться, как формировать и использовать их в процессе идеологического воздействия на сознание людей. Стереотипы различны по своему содержанию и могут играть как негативную, так и позитивную роль.
Применение стереотипов, утверждал Г. Клаус, чрезвычайно упрощает процесс отражения и способствует повышению экономичности мышления в полном теоретико-познавательном смысле.
Стереотипы используются и в коммунистической пропаганде, особенно яркие образы, крылатые слова. Бывают такие крылатые слова, — писал В. И. Ленин, — которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений. Так, в период борьбы с кулачеством в нашей стране таким было слово буржуй. Середняк был обижен, — говорил В. И. Ленин, — что со стороны деревенской бедноты про него говорят буржуй… Это слово означает все: на нем основана наша пропаганда, агитация, государственное воздействие рабочего класса.
Ленинские суждения относительно стереотипов примечательны в том отношении, что ориентируют на преодоление негативного взгляда на стереотипы и использование их в пропаганде. В то же время в них обращается внимание на необходимость раскрытия социально-психологической природы стереотипов и использование их, исходя из конкретных целей и задач пропаганды.
Как показывают социально-психологические исследования, в усвоении и использовании стереотипов нет ничего принижающего разум, сознание человека, поскольку они дают первоначальные, легко укладывающиеся в психике людей представления и образы явлений действительности.
Но в определенном смысле они препятствуют дальнейшему, более углубленному знанию, ведут к закостенелости, инертности мышления.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Авторитет
- Обращение к авторитету
- Внушающее воздействие
- Трактовка внушения
- Убеждение