Стереотип
Стереотип — более обобщенное, чем установка, образование, в нем отражаются общие черты, присущие тем или иным явлениям. Скажем, такой стереотип, как дипломатия канонерок, отражает политику насилия, диктата, угроз, применения военной силы в международных отношениях, проводимую империалистическими государствами, в особенности США. В нем схвачены не единичные факты, а определенное направление в осуществлении внешней политики.
Способность человеческой психики закреплять информацию об однотипных явлениях в устойчивых и единообразных, нередко схематичных и упрощенных представлениях и образах, называемых стереотипами, используется при внушении.
Стереотипы складываются в процессе внушения и являются его важнейшей опорой, поскольку в стереотипных представлениях и образах в определенной мере отражается общественный опыт, общее, повторяющееся в явлениях; они весьма доступны и легко усваиваются в процессе внушения.
Во внушении особенно широко используются социально-психологические стереотипы, которые в отличие от общепсихологических не столько несут информацию, знание о предметах и явлениях действительности, сколько выражают отношение к ним.
Социально-психологический стереотип можно определить как прочно укрепившееся в социальной психологии той или иной социальной группы устойчивое отношение к однородным или сходным явлениям 51. Выступая определенным продуктом жизнедеятельности социальной группы, социальный стереотип разделяется многими ее членами. Люди вкладывают в него одна и тот же смысл, испытывают сходные чувства, а потому могут одинаково реагировать на стереотипы знаки, стереотипы символы.
И в этом смысле стереотип, как и социальная установка, выражает состояние готовности воспринимать информацию о явлениях действительности в определенном свете, под определенным углом зрения. Стереотипы обладают устойчивостью, определенностью, доходчивостью, но вместе с тем представляют собой и консервативные стандарты, привычки мышления, которые некритически усваиваются и воспроизводятся в процессе внушающего воздействия.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Анализ убеждающего воздействия
- Убеждение, основанное на разуме
- Доверие к источнику информации
- Пропаганда как процесс взаимосвязи идеологии и общественной психологии
- Психическое состояние готовности усвоить предлагаемую информацию