Психическое состояние готовности усвоить предлагаемую информацию
Психическое состояние готовности усвоить предлагаемую информацию как раз и означает, что в процессе внушения идеология и общественная психология вступают в непосредственные контакты, что внушение выступает одним из механизмов их взаимосвязи.
Внушающее воздействие опирается (осознанно или неосознанно) на разнообразные психические и социально-психологические явления и процессы, в частности на такие, как социальные установки, стереотипы, авторитет.
Они включаются в процесс внушения в качестве и его основы, и его продукта. Социальные установки, стереотипы и авторитет, будучи включенными в процесс внушающего воздействия, наделяют последнее способностью играть роль механизма взаимосвязи идеологии и общественной психологии.
Под социальной установкой принято понимать состояние готовности группы к определенной оценке ситуации и способу деятельности, поведения в ней. Социальная установка (в отличие от установки как психологического явления) определяется по преимуществу социальными факторами и направлена прежде всего на социальные объекты.
Установка, определяющая социальное поведение и представляющая собой его психологическую основу, — Писал Ш. А. Надирашвили, — является социальной установкой, так как в ее формировании, наряду с другими факторами, участвуют и факторы социальные.
И далее: Социальная установка, как установка любого вида поведения, формируется на основе единства определенных внутренних и внешних факторов и, в свою очередь, кладется в основу конкретного социального поведения.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Социально-психологические стереотипы
- Двойственная познавательная роль стереотипов
- Авторитет
- Обращение к авторитету
- Внушающее воздействие