Идеологические отношения как основа объективирования взаимосвязи идеологии и общественной психологии
В научной литературе содержится довольно обстоятельная характеристика идеологических отношений как отношений надстроечных, отражающих и выражающих материальные отношения.
Особенность идеологических отношений, проявляющаяся в их зависимости, с одной стороны, от материальных общественных отношений, а с другой — от общественного сознания, позволяет глубине уяснить сущность взаимосвязи идеологии и общественной психологии, ибо в идеологических отношениях объективируется данная взаимосвязь.
Идеологические отношения складываются под влиянием как идеологии, так и общественной психологии. На это следует обратить внимание потому, что широко распространенным является понимание идеологических отношений как отношений, связанных только с идеологией, что объясняется, видимо, названием этих отношений.
Однако термин идеологические отношения употребляется лишь для обозначения надстроечных отношений. Иной нагрузки данный термин, используемый в гносеологическом плане анализа общественных отношений, не несет. Надстроечные отношения, т. е. отношения вторичные, производные от материальных, объединяются под общим названием идеологических отношений.
В социологическом и других аспектах анализа надстроечные отношения определяются по разным основаниям. Например, когда рассматриваются виды надстроечной деятельности людей, то в соответствии с ними выделяются политические отношения, правовые, нравственные, эстетические и другие.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Авторитет
- Обращение к авторитету
- Внушающее воздействие
- Трактовка внушения
- Убеждение