Материальная деятельность и материальные отношения
Материальная деятельность и материальные отношения вызывают к жизни определенные виды надстроечной деятельности и соответствующие им политические, правовые, нравственные и иные надстроечные отношения.
Вместе с тем при анализе надстроечных отношений, их классификации необходимо учитывать, что они складываются в соответствии с определенными взглядами и представлениями людей. Взгляды и представления, воплощенные в отношениях и взятые в качестве критерия классификации последних, позволяют дать иную классификацию, дополняющую общепринятую.
В этом случае одним из подразделений выступают отношения, сложившиеся в соответствии с идеологическими образованиями; их правомерно называть идеологическими отношениями в собственном смысле. Другим подразделением являются социально-психологические отношения, воплощающие общественную психологию.
Возражение против употребления термина идеологические отношения в собственном смысле основывается также на том, что они связаны лишь с духовной сферой общественной жизни, их содержание сводится к отношениям по поводу идей и взглядов.
Идеологические отношения в собственном смысле действительно возникают в связи с разработкой идеологии, ее распространением в массовом сознании и выработкой убеждений, т. е. в сфере духовной жизни общества. Однако последняя не стоит в одном ряду с другими сферами, а пронизывает их, и потому идеологические отношения выступают необходимой характеристикой всех других общественных отношений.
Так, нравственные отношения в доклассовом обществе были идеологическими отношениями, т. е. надстроечными над материальными, но они не были идеологическими в собственном смысле.
С делением общества на классы и появлением идеологии они обрели характеристику идеологических отношений в собственном смысле, ибо этические взгляды и представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге и т. д., вырабатываемые идеологами классов, моральные нормы поведения, выражающие классовые интересы, стали определять основное содержание нравственных отношений.
Их правомерно называть идеологическими отношениями не только потому, что они вторичны, производны от материальных отношений, но и потому, что через них идеология входит в социальную практику.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Аргументы доказательства используемые в убеждении
- Анализ убеждающего воздействия
- Доверие к источнику информации
- Убеждение, основанное на разуме
- Психическое состояние готовности усвоить предлагаемую информацию