Своеобразие социально-психологической формы общественных отношений
Своеобразие социально-психологической формы общественных отношений, — пишет Л. П. Буева, — заключается в том, что по своему внутреннему основанию эта форма возникает из субъективных отношений личностей к объективным социальным явлениям, ситуациям, связям, формам деятельности.
И далее: …объективные общественные отношения имеют целую гамму социально-психологических характеристик, сопровождаются мыслями и переживаниями, в которых выявляются личные цели и планы, их соотношение с общественными. Если речь идет о социально-психологических отношениях, а не об индивидуально-психологических, то почему же в них выражаются мысли и переживания только индивидов, цели и планы личности, а не социальных трупп?
Третьи, рассматривая систему общественных отношений, ставят социально-психологические отношения в один ряд с экономическими, политическими, нравственными и другими. Хотя в данном случае не объясняется, почему социально-психологические отношения входят в систему общественных отношений, но уже сам факт их включения примечателен. Существуют различные виды общественных отпошений: экономические, политические, правовые, социально-психологические, организационные, нравственные и т. п.
Четвертые, их немного, активно исследуют социально-психологические отношения, дают им содержательную характеристику и определяют их место в системе надстроечных отношений. Ю. Г. Манышев разделяет все надстроечные отношения на социально-психологические и идеологические.
Различия между ними он усматривает в том, что одни опосредуются преимущественно социально-психологическими идеальными отражениями, создаваемыми всем классом или народом, а вторые — идеальными идеологическими отражениями, первоначально создаваемыми идеологами.
В социально-психологических отношениях объективируются социальные психологии классов, а в идеологических отношениях — идеологии…. И далее: Социально-психологические отношения являются объективной надстроечной реальностью и в идеологическом процессе общественно-экономической формации развиваются и функционируют во взаимопроникновении с общественными идеологическими отношениями.
В таком же плане характеризует социально-психологические или общественнопсихологические отношения В. Т. Ковалевич.
… Общественнопсихологические отношения, — пишет он, — есть отношения вторичные, отраженные, преломленные сквозь призму чувств и эмоций, но реально существующие и воплощенные в совокупность состояний, характеризующих жизнедеятельность любых социальных группы.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Внушающее воздействие
- Трактовка внушения
- Убеждение
- Особенность убеждающего воздействия
- Аргументы доказательства используемые в убеждении