Рассмотрение категорий материальной и духовной жизни
Рассмотрение категорий материальной и духовной жизни как категорий соотносительных позволяет раскрыть присущие им общие и специфические черты. Общее между ними состоит в том, что они выступают в двух качествах: как Способы жизнедеятельности людей и как основные сферы общественной жизни. Как способы жизнедеятельности они проявляются во всех социальных процессах.
Чтобы иметь необходимые материальные средства для жизни, люди занимаются материально-производственной деятельностью. Но как сознательные существа они не могут не удовлетворять свои духовные потребности, поэтому осуществляют производство сознания, вступают в духовное общение.
Материальная и духовная жизнь и есть те основные способы, в которых протекает социальное бытие людей. Эти способы, взаимопроникая, не теряют своей специфики: с помощью материальных средств осуществляется духовное производство, существуют и распространяются его продукты; идеалы, цели, мотивы и т. д. предметно-производственной деятельности суть проявления духовного.
Материальная и духовная жизнь выступают и как относительно самостоятельные специфические сферы общества. Специфическими общественными сферами являются социальные образования, включающие прежде всего определенные виды деятельности, общественные отношения как формы деятельности и общественные потребности, обусловливающие деятельность людей.
Взятые в совокупности, названные компоненты и позволяют составить представление о сферах как подсистемах общества, обслуживающих его.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Внушающее воздействие
- Трактовка внушения
- Убеждение
- Особенность убеждающего воздействия
- Аргументы доказательства используемые в убеждении