Понятие сферы общественной жизни
Понятие сферы общественной жизни выработано в науке для обозначения тех относительно самостоятельных социальных образований, в которых реально протекает жизнь людей, где они действуют, удовлетворяют свои потребности, вступают в общение друг с другом и т. д. Именно в них и конкретизируется материальная и духовная жизнедеятельность.
Трудности при определении категорий материальной и духовной жизни общества связаны с тем, что они обозначают, с одной стороны, способы жизнедеятельности людей, пронизывающие все общественные сферы, а с другой — относительно самостоятельные сферы.
Двойственный характер этих категорий нередко приводит в одном случае к отождествлению их с общественным бытием и общественным сознанием, а в другом — к пониманию их как самостоятельных сфер общественной жизни.
Характеристике материальной и духовной жизни как способов жизнедеятельности в научно-исследовательской литературе еще в недавнем прошлом не придавалось должного значения, и они не рассматривались как отдельные общественные сферы.
В категориях материальной и духовной жизни отражаются основные стороны жизнедеятельности людей.
Поэтому при определении их важно иметь в виду, что речь должна идти не столько об отражении ими материальной и духовной реальности (для этого существуют категории общественного бытия и общественного сознания), сколько о субъектах этой реальности, которые осуществляют материальное и духовное производство, удовлетворяют свои потребности с помощью произведенных продуктов, вступают в материальные и духовные отношения, постоянно переживают определенные психические состояния и т. д., т. е. живут материально и духовно.
Именно это и фиксируется рассматриваемыми категориями, отражающими активное отношение людей к окружающему миру.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Особенность убеждающего воздействия
- Аргументы доказательства используемые в убеждении
- Анализ убеждающего воздействия
- Доверие к источнику информации
- Убеждение, основанное на разуме