Духовная жизнь общества, идеология и общественная психология (Духовное производство)
Духовное производство осуществляется особыми группами людей, т. е. является специализированным производством. Его особенности связаны с характером используемого в нем труда и его продуктов. Продукты духовного производства отличаются, как правило, новизной, уникальностью (новое художественное произведение, новая картина, новое научное знание и т. д.).
Как потребительные стоимости они в одних случаях, по замечанию К. Маркса, воплощаются в материальную форму (книги, картины и т. п.) и существуют отдельно как от производителя, так и от потребителя. Это делает возможным их длительное использование. В других случаях они потребляются в момент их создания.
Сам процесс духовной деятельности выступает и его результатом, например деятельность певцов, музыкантов и других исполнителей.
Духовное производство основывается на интеллектуальном труде, который носит всеобщий характер. Всеобщим трудом, — писал К. Маркс, — является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников.
Интеллектуальный труд по мере развития общества открывал все более широкие перспективы для проявления творческих возможностей человека, его самодеятельности. Духовное производство определяется материальным, которое создает для пего объективную базу. Продукты духовного производства не существуют в чистом виде, т. е. без материальных носителей, без материальных средств их распространения.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Доверие к источнику информации
- Убеждение, основанное на разуме
- Психическое состояние готовности усвоить предлагаемую информацию
- Пропаганда как процесс взаимосвязи идеологии и общественной психологии
- Установка