Следствие потребности духовности
Потребности следуют за производством, но они могут и опережать его достигнутый уровень. Противоречия между уровнем духовного производства и возрастающими духовными потребностями выступают источником его развития.
К. Маркс писал, что человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению.
В. И. Ленин, опираясь на идеи марксизма и обобщая опыт истории, сформулировал закон возрастания, или возвышения, социальных потребностей8. Закон возвышения потребностей проявляется неодинаково в разных общественных формациях и обладает спецификой, связанной с материальной и духовной сферами жизни.
Для духовных потребностей характерно возрастание их разнообразия, обусловленное разнообразием духовной деятельности, с которой они органично связаны, и увеличением круга субъектов духовных потребностей, когда трудящиеся массы становятся созидателями духовных ценностей.
Духовные потребности являются не только предметными, т. е. потребностями в уже созданных духовных ценностях, но и потребностями в творческой деятельности. К примеру, рецептивная художественная потребность, т. е. потребность в восприятии произведений искусства, дополняется продуктивной художественной потребностью, т. е. потребностью в творчестве.
Это относится ко всем духовным потребностям (в познании, в нравственном совершенствовании и т. п.), которые не могут быть удовлетворены лишь потреблением созданных духовных ценностей; они непременно включают и продуктивную сторону.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Анализ убеждающего воздействия
- Доверие к источнику информации
- Убеждение, основанное на разуме
- Психическое состояние готовности усвоить предлагаемую информацию
- Пропаганда как процесс взаимосвязи идеологии и общественной психологии