Идеологическая деятельность как условие и средство взаимосвязи идеологии и общественной психологии
Выделение идеологической области — подсистемы духовной сферы — позволяет определить более строго место идеологической деятельности в духовной жизни общества. Идеологическая область духовной сферы социалистического общества охватывает производство сознания и идеологию как продукт этого производства; идеологическое воздействие, т. е. внесение идей и взглядов в сознание людей; идеологические отношения, складывающиеся в процессе духовного производства и идеологического воздействия; общение, т. е. обмен мыслями, взглядами, чувствами между людьми; усвоение массами идеологии и формирование убежденности.
Идеологическая область не исчерпывается, следовательно, только идеологической деятельностью, но последняя составляет ядро, вокруг которого концентрируется идеологическая жизнь. Если учесть, что идеологическая область занимает ведущее положение среди других областей духовной сферы, то станет ясна роль идеологической деятельности в духовной жизни общества.
Идеологическая деятельность многогранна.
Она выступает как процесс, во-первых, отражения действительности, т. е. как идейно-теоретическая деятельность; во-вторых, внесения идей и взглядов в сознание людей посредством пропагандистской и агитационномассовой деятельности (процесс идеологического воздействия); втретьих, усвоения идеологического воздействия, превращения идей и взглядов в убеждения людей.
Каждый из названных процессов подчиняется своим закономерностям и обладает относительной самостоятельностью, а все они выступают этапами осуществления идеологической жизни как целостного процесса.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Внушающее воздействие
- Трактовка внушения
- Убеждение
- Особенность убеждающего воздействия
- Аргументы доказательства используемые в убеждении